Золотые правила обучения

25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики

Золотые правила обучения

Основоположник– Ян Амос Каменский. Этот принцип требуеттак организовать занятие, чтобы ввосприятие учебного материала принималивсе органы чувств.

Золотоеправило дидактики: “Все, что можнопредставлять для восприятия чувствами,а именно видимое для восприятия зрением,слышимое слухом, запахи – обонянием,принадлежащее вкусу – вкусом, доступноеосязанием – осязание.”

Основныетребования:наглядность должна иметьвысокоидейное и научное содержание;отвечать цели и содержанию занятий;быть яркой и доступной, отвечатьтребованиям инженерной психологии;средства наглядности применять творчески,методически правильно; при подготовкек занятию необходимо продумать вид,содержание наглядности и методикуиспользования.

26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования

Воснове лежит положение о том, что человекобладает только тогда настоящимизнаниями, когда в голове отражаетсячеткая картина внешнего мира, представляющаясистему взаимосвязных понятий и сужденийв области конкретного предмета.

Требования:

-излагатьучебный материал по частям, логическисвязанных между собой, давать строгуюсистему знаний учебной дисциплины;

-связыватьновые знания и навыки с ранее изученными,добиваться их усвоения в определеннойсистеме;

-систематическируководить познавательным трудомстудента в ходе работы и сомостоятельнойработы;

-обеспечиватьсистематический и действенный контрольза результатами и организацией учебногопроцесса;

-соблюдатьстрогую логическую связь в расположенииучебного материала по годам, периодамобучения и по каждому учебному занятию.

27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика

Методыобучения- способы организациивзаимосвязанной деятельности обучаемогои обучащего в целях формирования знаний.Навыков и умений, моральных, психологических,профессиональных качеств, необходимыхспециалисту для практической деятельности.

Классификацияметодов обучения:1. Традиционная(беретначало в древней философии и педагогическихсистемах, уточненная для нынешнихусловий).

Источникизнаний:

-Практика

-Наглядность

-Слово

В ходекультурного прогресса к ним присоединяетсякнига. В последующее десятилетие мощнеео себе заявляет безбумажный источникинформации(видео в сочетании с новой компьютерной системой).

Из даннойклассификации можно выделить 5 методов:

  1. Практические

  2. Наглядные

  3. Словесные

  4. Работа с книгой

  5. метод

Каждый из них имеет свою модификацию,то есть способ выражения.

Практический-опыт – выражение,учебно-производственная практика,учебно-производственный труд.

Наглядные- иллюстрация, демонстрация и наблюдениестудентов.

Словесные– лекция, дискуссия, инструктаж,объяснение, беседа, разъяснение

Работа скнигой – чтение, изучение, реферирование,первый просмотр, цитирование, изложение,составление плана и конспектирование.

метод– просмотр, обучение, упражнения подконтролем электронного учителя иконтроль.

2.По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (и. Я. Лернер и м. Н. Скаткин) выделяют пять методов обучения:

1.Объяснительно-иллюстративный метод.Слушатели получают знания в “готовом”виде. Воспринимая и осмысливая факты,оценки, выводы, они остаются в рамкахрепродуктивного (воспроизводящего)мышления. В военном вузе данный методнаходит самое широкое применение дляпередачи большого массива информации.

2.Репродуктивный метод. К нему относятприменение изученного на основе образцаили правила. Деятельность обучающихсяимеет алгоритмический характер, т. е.выполняется по инструкциям, предписаниям,правилам.

3. Методпроблемного изложения. Используя самыеразличные источники и средства, военныйпедагог, прежде чем излагать материал,ставит проблему, формулирует познавательнуюзадачу, а затем, раскрывая системудоказательств, сравнивая точки зрения,различные подходы, показывает способрешения поставленной задачи.

4.Частично-поисковый или эвристическийметод. Заключается в организацииактивного поиска решения выдвинутых вобучении (или самостоятельносформулированных) познавательных задачлибо под руководством педагога, либона основе эвристических программ иуказаний.

5.Исследовательский метод. После анализаматериала, постановки проблем и задачи краткого устного или письменногоинструктажа слушатели самостоятельноизучают литературу, источники, ведутнаблюдения и измерения, выполняютдействия поискового характера.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2524611/page:15/

Золотые правила ученика

Золотые правила обучения

  1. Прежде чем очи увидят, они должны быть недоступны слезам.
  2. Прежде чем ухо услышит, оно должно утратить свою чувствительность.
  3. Прежде чем голос может заговорить в присутствии Учителей, он должен утратить способность наносить боль.
  4. Прежде чем душа может предстать пред Учителем, стопы ее должны быть омыты кровью сердца.

Прежде чем очи увидят, они должны быть недоступны слезам.

Слезы, эта “влага жизни”, вызываются кажущимися диссонансами жизни:

  • боль
  • страдание
  • несправедливость
  • одиночество
  • разочарование
  • внезапные радостные эмоции

Все эти потрясения нашей нервной системы и нашего сознания вызывают слезы.
Очи — поистине те окна, через которые непросветленное сознание смотрит на темные стихии мировой жизни и нашей собственной природы.

Темнота — самое верное определение того отражения, которое мировая жизнь оставляет на очах нашей души.Отсюда — слезы.

Но наступают времена, когда сознание расширяется, в темных стихиях забрезжит свет; он растет, темнота исчезает и при занявшемся свете, сознание начинает различать выступающий из темноты истинный смысл явлений: тот могучий поток жизни, который стремит все живое к Единству, к Благу, к великой Цели.

Этот поток есть сама жизнь, т. е. движение, стремление, бесчисленные вибрации жизни,взаимное соприкосновение разнородных сил и бесконечного разнообразия форм, которое вызывает и радость и страдания, все признаки и степени развивающегося сознания.

Но физическая объективная жизнь не более как арена опыта, внешний покров того потока, который дробит, размывает, дифференцирует “жизнь — сознание”, пока не вынесет его к конечной цели: к Самосознанию и Единству.

Так смотрит мудрец на жизнь. И глядя так, он научается отделять свое истинное Я от стремительного потока жизни; он начинает смотреть на свое личное существование как на орудие глубоко важных переживаний и научается отделять свое Я от этого орудия, приучает себя смотреть со стороны на все страдания, радости и испытания как свои, так и окружающей жизни.

Потрясения, обиды и страдания перестают мучить его. Окна его души светлы и чисты. Очи, не омрачаемые слезами,прозревают для явлений высших, потусторонних миров.
Но это состояние — не то настроение безучастия и сухости, которое соединяется в нашем представлении с образом мудреца.

Вспомним, что самые высокие подвижники христианства, которые поистине умели вместить в сердце свое страдания мира, были непоколебимы, смотрели со светлым упованием на “путь Божий”, и в душе их, несмотря на все их чуткое сочувствие скорбям,сохранялась тишина.

2. Второе правило

Прежде чем ухо услышит, оно должно утратить свою чувствительность.

Как очи можно сравнить с окнами человеческой души, так же верно сравнение уха с той дверью, через которую мятежный шум временной жизни врывается во внутреннюю крепость человеческой души, достигая его истинного Я.

Его истинное Я — по миропониманию восточной философии — та вечная сущность, ради развития которой до полноты самосознания и создан весь объективный мир.

Несмолкаемый шум жизненного потока, его кажущийся разлад, стоны страдания и крики радости, врываясь в открытые двери души, смущают дух человека, нарушают тишину, которая необходима для высшего разумения.

Суметь закрыть двери души так, чтобы дух не смущался шумом жизни, суметь различить во всех этих разрозненных и мучительных звуках общую благую гармонию — вот внутренний смысл второго правила.

Не только обиды, резкие слова и несправедливости, обращенные лично к ученику, должны сделаться нечувствительными для его слуха, но и весь кажущийся разлад земной жизни не должен нарушать его равновесия. Он должен понять шум потока и уметь разбирать в нем не отдельные крики и стоны, а общий смысл великого слова Жизни.

И тогда в тишине, которую ученик должен приобрести, усвоив первое правило, начнет раздаваться тихий голос: сперва очень тихий, очень неуловимый, настолько неуловимый, что вначале он кажется дуновением мечты. Если ученик сумеет разобрать этот голос и начнет понимать его речь, тогда он вступил на путь, его высшее Я пробуждено.

Эти две ступени пути — скорее отрицательные, т. е. они заставляют ученика выступить из существующего уровня человеческой жизни; две следующие ступени — активные шаги в иные, потусторонние условия существования.

3. Третье правило

 Прежде чем голос может заговорить в присутствии Учителей, он должен утратить способность наносить боль.

Когда ученик усвоит первые два правила, когда он будет сознавать свою жизнь исшедшей из Единого и отдалившейся от Него временно только для того, чтобы, достигнув самосознания, снова вернуться к Единому, когда он приобретет тишину и равновесие, тогда он может “заговорить в присутствии Учителей”, т. е. он получит силу приобщиться к высшей жизни и заявить свои духовные права.

Но в высших мирах действуют иные законы, чем в нашей земной жизни:

Давать, а не брать,

Служить, а не господствовать,

вот основной признак этой жизни. Если ученик действует согласно с этим законом, он будет услышан.

Но если в тайниках его сердца жив еще эгоизм, если он мечтает о славе, о личном могуществе, о том, чтобы стать учителем и пророком, его голос не будет услышан, ибо он не звучит в согласии с гармонией высшей жизни, и, как диссонанс, не сольется с ней.

Произвола нет в природе: даже на самых высших ступенях вселенной все подлежит закону порядка, созвучия и единства.

Когда ученик в состоянии заговорить, он вступает в активную роль: все силы его пробужденного духа должны устремиться на помощь миру, потому что закон духа— движение, стремление, самопожертвование, а не застой.

Поэтому от ученика требуется неустанная деятельность, сильное напряжение, непреходящая жажда давать, и это тем труднее, что ученик не отрешается от мира, а остается в мире, чтобы жить с ним и помогать его темноте.

Только тот голос будет услышан, который утратил способность наносить боль.

Откуда исходит способность наносить боль? Все, что мы так дорого ценим:

  • свои права
  • свое достоинство
  • самолюбие
  • силу постоять за себя
  • даже добродетели, возвышающие нас над толпой

все это должно быть отброшено, как “наносящее” боль другому, как возвышение над ним, как признак разъединения.

Этот признак принадлежность объективных миров, он не существует у источника Света и Истины, где царит одна Любовь.

Ученик должен убить в себе этот признак; его мысль, сердце и воля должны проникнуться истиной, что и он сам и все остальные — части одного целого; что все, и вверху и внизу, богатые и бедные, сильные и слабые, праведники и грешники, цари и рабы, все одинаково проходят урок жизни.

Сознав это, ученик перестанет добиваться чего-либо для себя. Он отдаст все свои права, сложит с себя всякое оружие самозащиты. Никогда более он не посмотрит на другого человека с критикой и высокомерием, никогда голос его не раздастся в защиту себя.

Он выйдет из этого первого посвящения в высшую жизнь Духа обнаженным и беззащитным, как новорожденный младенец.
И по мере того, как ученик будет слагать одно за другим свои личные права, в нём все сильнее будет вырастать сознание своих обязанностей. Они возникают на каждом шагу, надвигаются на ученика со всех сторон, потому что закон высшего мира: давать и служить.

Возможно ли такое состояние человеческой души еще во плоти, в той плоти, которая одолевает нас ежеминутно своей слабостью и ограниченностью?

Оно возможно, но только при одном условии, и в этом условии — смелому и сильному сердцу дается великая помощь, о которой не имеют понятия сердца, прикованные страстями к земле.

Условие это в постоянном устремлении внутреннего взора на Идеал, в пребывании мыслью и сердцем в атмосфере Вечного.
Для более ясного уразумения, как достигается такое состояние, приведу несколько строк из одной восточной книги:

        • Благоговейное созерцание,
        • воздержание во всем
        • прилежное выполнение нравственных обязанностей
        • благие мысли
        • добрые дела и приветливые слова
        • добрая воля относительно всего
        • и полное забвение о себе

Вот самые действительные средства для приобретения интуитивного познания и для подготовления души к высшей мудрости.

4. Четвертое правило

Прежде чем душа может предстать пред Учителем, стопы ее должны быть омыты кровью сердца.

Душа может стоять в высших мирах только, когда она утвердилась, т. е. когда ее перестали потрясать человеческие чувства слабости, когда вся ее колеблющаяся человеческая природа заменилась миром и тишиной Божественной жизни.

Тогда она будет в состоянии вынести чистоту, силу и свет того мира без стыда и мучения за свою собственную нечистоту, слабость и темноту. Все тайники ее сердца раскроются, и если это сердце освободилось от личных желаний —оно выдержит.

Но этому должно предшествовать принесение себя в жертву. Как “слезы” — в духовном смысле — означают самую душу эмоций, так “кровь” выражает то жизненное начало в природе человека, которое тянет его к испытанию человеческой жизни, к переживанию ее наслаждений и страданий, ее радостей и горестей.

Когда эта кровь, капля за каплей, исторгнута из сердца, когда она вся пролита в жертву Единому, тогда ученик предстанет в высшей области Духа без страха и трепета, он войдет в свою родную стихию и будет жить в гармонии не с временным, а с вечным, подчиняясь единому Закону Божественной Любви.

(Е. П. Блаватская.»Книга Золотых Правил».)

Источник: https://zerkalouchenika.ru/zolotye-pravila-uchenika/

Золотое правило дидактики. Принцип наглядности в обучении. Ян Амос Коменский

Золотые правила обучения

Кто сформулировал золотое правило дидактики и представил его широкой публике? В чем заключается его суть? Для чего необходимо оно? Как следует использовать имеющиеся знания? Вот эти, а также ряд других вопросов и будут рассматриваться в рамках данной статьи.

Вводная информация

Начать следует с человека, который и сформулировал золотое правило дидактики. Это Ян Амос Коменский – чешский философ, мыслитель-гуманист, писатель и педагог. Его перу принадлежит больше двух сотен научных трудов.

Среди них встречаются социально-политические и теологические сочинения, труды по лингвистике, географии, геометрии, картографии, физике, проповеди, назидательные трактаты, учебники по чешскому и латинскому языках, литературные произведения и многое другое.

Начало

Теория всеобщего универсального образования ученым была изложена в «Дидактике», которая создавалась в 1628-1630 годах на чешском языке. Переработанный, расширенный и переведенный на латынь труд является основой теоретической базы для средней образовательной ступени. Он создавался в 1633-1638 годах.

Как звучит золотое правило дидактики Я. А. Коменского?

«…все должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам». Вот что собой представляет золотое правило дидактики Я. А. Коменского. Но просто прочитать и узнать об этом мало. Необходимо еще и разобраться. Сделать это значительно сложней, нежели может показаться на первый взгляд.

Она выполняет функцию основного источника при получении знаний. Я. А. Коменский понимал наглядность широко. Он основывался не только на зрительном восприятии. Ученый считал, что нужно привлекать все органы чувств. Это необходимо для того, чтобы обеспечить лучшее восприятие вещей и явлений.

Сущность золотого правила дидактики заключается в восприятии, ведь именно благодаря нему предметы могут быть запечатлены в создании. Коменский считал, что только после того, как все ознакомились с предметом изучения, ему можно давать объяснения. Наглядность можно достичь в случаях, когда предмет усвоения представляют в чувственной форме.

Очень подробно все это рассматривает так называемая «Великая дидактика» Коменского, которая является латинским вариантом труда этого ученого.

А как на практике?

Я. А. Коменский хорошо понимал, что просто демонстрировать предмет недостаточно. Учитель должен показывать изучаемое как в целом виде с различных сторон. Также необходимо разложить предмет на части на глазах у учеников, дать обозначение каждой составляющей и соединить все в одно целое.

Данный принцип обучения Коменского (золотое правило дидактики) был отображен в учебнике мыслителя «Видимый мир в картинках». Эта книга считается очень хорошим образцом воплощения в жизнь новой педагогики. В ней было собрано большое количество рисунков.

Под каждым из них размещалось словесное описание, выполненное на разных языках. Такой подход хорошо себя зарекомендовал во время обучения иностранным словам. Следует отметить, что ученый перед собой задачу коренной перестройки существующих учебных программ не ставил.

Он полагал, что недостатки, присутствующие у старого схоластического подхода можно ликвидировать. Для этого достаточно просто представить все наглядно.

О чем здесь необходимо знать? Какой принцип обучения подразумевает золотое правило дидактики мы уже разобрали. Но почему именно он? Дело в том, что принцип наглядности является одним из наиболее популярных и интуитивно понятных. Он используется еще с древних времен. Мы также знаем, что в его основе находятся научные закономерности.

А именно – органы чувств обладают различной реакцией на разные внешние раздражители. Для книг было характерным снабжение рисунками. Но это являлось эмпирическим применением наглядности, когда отсутствовало теоретическое обоснование. Коменский в своих изысканиях руководился сенсуалистической философией. Ним в основу был поставлен чувственный опыт.

Ученый смог теоретически обосновать и подробно раскрыть принцип наглядности.

Применение и расширение наработок

Итак, уже было рассмотрено, что означает золотое правило дидактики. Но думать, что оно просто было сформировано в семнадцатом веке и так и осталось в неизмененном виде – ошибочно. Наработки чешского ученого регулярно совершенствовались.

Например, широкого распространения они приобрели не только в деле изучения языков, но и в математике. Это обусловлено тем, что требуется достичь очень высокой ступени абстракции. Большей, нежели при изучении других предметов.

Благодаря запросу на развитие абстрактного мышления и приобрел в данном случае популярность этот подход.

Следует отметить, что наибольшая заслуга Коменского заключается в том, что он смог гениально обосновать, обобщить, углубить и расширить уже существующий в то время определенный опыт наглядного обучения. Он широко применял наглядность на практике, самым известным примером чего являются его учебники с рисунками.

Влияние других ученых

Коменский – не единственный человек, который уделял существенное внимание принципу наглядности и использовал золотое правило дидактики. Следует вспомнить еще и наработки Жан-Жака Руссо.

Его дидактика базировалась на положении, что у ребенка необходимо развивать самостоятельность, сообразительность и умение наблюдать. Информация должна предоставляться восприятию человека с максимальной наглядностью.

В качестве примера наводилась природа и жизненные факты, с которым ребенку предполагалось непосредственно знакомиться. Обоснованию наглядности уделял свое время Иоганн Генрих Песталоцци.

Он полагал, что без ее применения в широком смысле данного слова невозможно добиться правильных представлений от человека об окружающем мире и очень проблематично развивать мышление и речь человека. Следует отметить, что Песталоцци не знал всю информацию об педагогической системе Коменского, хотя ему и были известны его книги.

Влияние русских мыслителей и педагогов

В первую очередь необходимо упомянуть Константина Дмитриевича Ушинского. Он, отталкиваясь от психологической специфики детского возраста, также существенное внимание уделял принципу наглядности. Его использование в обучении, как он считал, должно создавать конкретные образы, что непосредственно воспринимаются ребенком.

Ведь отвлеченные представления и слова не могут дать понять, что и как обстоит в реальности. Проводимая в начальных классах воспитательно-образовательная работа должать строится исходя из закономерностей развития детей v требований школьной дидактики и педагогики. При этом большое влияние оказывает непосредственное восприятие действительности.

Это очень важно в дошкольном возрасте, а также в младших классах. Когда дети познают окружающий мир, то в этом активное участие принимают различные анализаторы: слуховые, зрительные, двигательные и осязательные. Ушинский в особенности отмечал, что они мыслят образами, красками, звуками и ощущениями в общем.

Поэтому, для детей необходимо проводить наглядное обучение, которое будет строится не просто на отвлеченных представлениях и словах, а с использованием конкретных образов. Причем таковых, что могут восприниматься ребенком непосредственно.

Золотое правило дидактики позволяет подчеркнуть закономерность, на основе которой и осуществляется развитие детей данного возраста. Давайте рассмотрим пример с математикой, понять которую важно в младших классах, ибо потом разобраться с нею будет проблематично. Стоит задача обеспечения связи между конкретным и абстрактным.

Для чего и зачем? Это позволяет создавать внешнюю опору для производимых внутренних действий, которые совершает ребенок. Также это выступает основой для развития и совершенствования понятийного мышления.

Продолжаем про русских мыслителей и педагогов

Еще немного про Ушинского. Обосновывая использование принципа наглядности обучения, он указывал, что единственный источник знаний человека – это опыт, который был сообщен с помощью чувств. Так много внимания уделено этому человеку не спроста.

Он оказал сильное влияние на теоретическую разработку, а также применение принципа наглядности. Например, Ушинский предоставил материалистическое обоснование для всего этого. У него нет переоценки, как у Коменского, не встречается педантизм и формализм, как у Песталоцци.

Ушинский рассматривает наглядность как одно из условий, которое позволяет получить учащимся полноценные знания и способствует развитию логического мышления. Следующий выдающийся ум, о котором необходимо вспомнить, это Лев Николаевич Толстой. Он приучал учащихся к наблюдательности и большое значение уделял жизненности преподавания.

Лев Николаевич активно использовал экскурсии, опыты, таблицы и картинки, показывал подлинные явления и предметы и их натуральном, естественном виде. Он отдавал должное принципу наглядности. Но вместе с тем он критически высмеивал извращения, которые рекомендовали немецкие методисты при осуществлении «предметных уроков».

Еще один человек, оставивший после себя след – это Василий Порфирьевич Вахтеров. Он утверждал, что развитие ребенка во время учебного процесса является естественным явлением жизни. При этом задача педагога – использовать такие методы воспитания и обучения, которые будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося.

При этом необходимо ориентироваться на уровень развития творческих и познавательных способностей. Согласно Вахтерову, это и есть главная проблема, которая должна решаться при обучении и воспитании.

Заключение

Вот и рассмотрены принцип наглядности, золотое правило дидактики и их роль в образовательном процессе. Необходимо помнить, что это не цель, а всего лишь инструмент для познания окружающего мира и развития мышления учащихся.

Ибо если чрезмерно увлекаться наглядностью, то она может стать препятствием для получения действительно глубоких знаний. Это выражается в торможении развития абстрактного мышления и понимания сущности общих закономерностей.

Подводя итог, следует сказать, что занимало умы педагогов и ученых использование наглядных пособий на протяжении всей истории человечества. И это остается актуальным и по сей день.

Источник: https://FB.ru/article/446511/zolotoe-pravilo-didaktiki-printsip-naglyadnosti-v-obuchenii-yan-amos-komenskiy

По закону
Добавить комментарий