Законы спарта

Законы Ликурга

Законы спарта

К наиболее важным законам Ликурга можно отнести:

    1. создание совета старейшин (герусия);
    2. передел земель Лаконики и их распределение по жребию меж­ду спартиатами и периэками;
    3. ряд мер, направленных на сдерживание имущественного расслоения спартиатов.

Создание совета старейшин (герусия)

Спарта управлялась помимо народного собрания и коллегии эфоров (правительственная власть) еще Советом старейшин (герусий), созданным по замыслу легендарного законодателя Ликурга и включавшим 28 уважаемых сограждан старше 60 лет и двух ца­рей (архагетов) спартанских племен — дорийского и ахейского.

Социальное и политическое устройство Спарты скреплено было договором (ретрой), который приписывался Ликургу. Ретра отно­сится к VIII—VII вв. до н.э., но окончательно “Ликургов строй” сложился только к концу VII — началу VI в. до н.э.

Это устрой­ство было нацелено на обеспечение единства спартиатов с помо­щью искусственного сдерживания имущественного расслоения и совместных усилий по обеспечению господства над завоеванными землями и племенами. После завоевания Лаконики и Мессении в Спарте стали проживать 200 тыс. илотов, 32 тыс.

периэков (непол­ноправные окрестные жители) и 10 тыс. спартиатов (мужчины-воины).

Устройство Спарты, по авторитетному обобщению Аристотеля, принадлежало к числу образцов наилучшего устройства. Спарта являла собой “прекрас­ное смешение олигархического и демократического строя”.

К де­мократическому элементу Аристотель относил такую черту спар­танского быта, как “равенство в образе жизни всех спартиатов без различия их имущественного состояния и происхождения”. Ликург учредил Совет старцев, избиравшихся пожизненно из числа лиц старше 60 лет, которые совместно с царями были призваны быть залогом успеха в обеспечении благополучия и благоразумия.

Совет старцев помогал царям в их сопротивлении своеволию большинства в народном собрании, но в то же время помогал народу в его сопротивлении тирании.

Другую особенность Спарты составило непосредственное уча­стие народа в выборе самых высших должностных лиц в виде коллегии из пяти эфоров, которые вершили дела административ­ные и судебные и выполняли надзорные функции за деятельнос­тью чиновников. Даже в сопоставлении с двумя царями, представ­лявшими в герусий ахейцев и дорийцев, эфоры никому не были подотчетны, кроме своих преемников и еще жрецов-гадателей.

Передел земель Лаконики и их распределение по жребию меж­ду спартиатами и периэками

Ликург произвел также своеобразный передел земли; он раз­делил земли Лаконики на участки и поделил их по жребию меж­ду спартиатами и жителями окрестных со Спартой областей (периэками). Земельные наделы (клеры) нельзя было делить, дарить или завещать. Спартиаты обязывались также к совместным трапе­зам и несению военной службы.

Обучение военному делу начина­лось с 7-летнего возраста и продолжалось до 20 лет. Затем насту­пал 40-летний срок участия в военных предприятиях, в том чис­ле в мирное время. Воины упражнялись в набегах на селения ило­тов — покоренных местных племен, прикрепленных к земле и ставших разновидностью государственных крепостных людей.

Ли­кург, по преданию, изгонял из быта спартиатов роскошь и жаж­ду наживы. С целью воспрепятствовать этим порокам он ввел тя­желые металлические деньги, неудобные для обращения.

Даже разбогатевшие спартиаты не имели возможности свободно распоряжаться накопленным ими имуществом, находясь под столь стро­гим и пристальным надзором полиции нравов.

По мнению Плутарха, Ликург своим изобретением Совета старцев сильно упрочил положение государственного корабля. Уподобление города-государства морскому кораблю было у гре­ков привычным и обиходным. Например, полис, в котором демос возвысился над аристократией, они сравнивали с неуправляемым кораблем.

Продолжая эту традицию во II в. до н.э., Плутарх упо­добил герусию в Спарте той разновидности груза-балласта в глу­бине корабельного трюма, которая не дает судну раскачивать­ся или перевертываться во время сильного шторма.

А политичес­кий шторм был вполне вероятен в случае непримиримых рас­хождений между эфорами и апеллой (народным собранием).

По­добное распределение властных полномочий и возможностей в древнем государстве можно считать античной разновидностью обособления и равной весомости властей, которая нацелена на мирное и плодотворное сотрудничество многих властных учреж­дений.

(подробнее см.: Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. – 744 с.)

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zakoni-likurga

Неписанные законы Спарты

Законы спарта

Спартанское государство занимало южную часть греческого полуострова Пелопоннес. Политика Спарты отличалась скрытностью и изолированностью. Государственное устройство определялось сводом законов царя Ликурга. Правила действовали на протяжении веков и были предметом гордости спартанцев. Основная их задача – сохранить традиционные устои общества.

До Ликурга Спарта была обычным государством, с развитым ремесленным производством, принимала участие в Олимпийских играх, поддерживала искусство и науку. После реформ Ликурга изменился политический и общественный курс. Страна замкнулась в себе и превратилась в казарменное государство, целью которого стало создание единого, монолитного общества.

Мерри-Жозеф Блондель «Ликург Спартанский»

Государственное устройство

Аристотель считал общественное устройство Спарты наилучшим образцом соединения олигархического и демократического строя. Спарту возглавляли всегда два царя, представители враждующих кланов Агидов и Еврипонтидов, каждый из них стремился к абсолютной власти.

Постоянная борьба приводила страну в упадок. По закону Ликурга полновластными правителями они были только на войне, а в мирной жизни управляли государством в составе герусии, как рядовые члены.

Руководство страной осуществлялось советом старейшин (герусия), коллегией «блюстителей» (афоры) и народным собранием.

Герусия избиралась из лиц старше 60 лет пожизненно в количестве 28 человек и двух действующих царей (архагетов). Она разрешала конфликты и даже давала указания царям.

При совете старейшин каждый год выбирались пять афоров, в их обязанности входил контроль за исполнением законов. При герусии и афорах действовало народное собрание, оно подтверждало решение старейшин.

Формально членом герусии мог стать любой гражданин, достигший шестидесятилетнего возраста, но, на самом деле в совет избирались старцы из наиболее влиятельных семейств.

Жизнеустройство Спарты

Правила Ликурга обеспечивали единство и солидарность, пресекали расслоение общества на бедных и богатых, привлекали граждан к участию в выборах афоров. Активно внедрялся дух коллективизма, вводились обязательные сисситии (общественные обеды), поддерживалась идея военного мужского братства. Семья была на втором плане, так как входила в противоречие с общепринятыми принципами.

Экономика

Для получения из спартанцев выносливых, мужественных воинов из их быта изгонялись предметы роскоши и удобств. С этой целью Ликург ввел железные монеты. Из-за малой стоимости они занимали много места.

Благодаря этому в стране сократилась преступность: добытые взятками и грабежом деньги трудно было носить с собой или спрятать. Одним из важнейших был закон о переделе земли, по которому все земли отходили государству, а затем делились равными наделами на каждую семью.

Законы Ликурга охватывали все сферы жизни и на протяжении веков так прочно вошли в быт, что превратились в обычаи и устои.

Обычаи

Всех, кто входил в общественные столовые, предупреждали, что все сказанное там не должно выходить за пределы помещения.

Мужчинам запрещалось пользоваться факелами для освещения дороги, они должны смело и уверенно ходить по ночам.

Граждане обучались начальной грамоте, просветители изгонялись из страны.

Выезжать за границу спартанцы не имели право.

Чужестранцев выявляли и изгоняли из страны, чтобы те не научились от спартанцев хорошему, а спартанцы от них – плохому.

Мужчины редко мылись в бане, чтобы не изнежить свое тело.

Спартанцам было позволено влюбиться в мальчика, но не вступать с ним в связь – это считалось позором. Человек пожизненно лишался всех гражданских прав.

Воспитание

Стремление получить из мальчиков воинов сформировало единую систему общественного воспитания. Дети становились собственностью государства. При рождении они подвергались тщательному осмотру. Тщедушных и калек сбрасывали в пропасть. Здоровых – оставляли до 6 лет с родителями. Затем детей забирали и их воспитанием занимались государственные надзиратели.

Для получения мужественных, выносливых воинов мальчиков подвергали различным лишениям, плохо кормили, из одежды на них был только кусок ткани, обувь им не полагалась.

Они учились побеждать в бою не хитростью, а силой и ловкостью, приветствовались драки между детьми. Будущим воинам внушали ненависть к илотам и устраивали партизанские нападения на селения рабов.

При чем, походы были настоящие с убитыми и ранеными.

Их учили заботиться и почитать старших. Раз в год на праздник Артемиды их секли до крови, а иногда и до смерти, выжившие – становились воинами.

Жизнь впроголодь заставляла мальчишек воровать еду у взрослых. Если они при этом попадались, их жестко наказывали. Прохождение курса в военно-спортивных лагерях было обязательным для воспитания воинов.

Вся Греция признавала эффективность спартанского воспитания.

Кадр из фильма «300 спартанцев»

Молодым людям в обычной жизни запрещалось наряжаться, исключением была подготовка к войне и сражения. Сражения считались торжественными событиями, воины надевали праздничную одежду, украшали оружие, делали прически. Допускались и другие послабления. Поэтому война была желанным и единственным отдыхом для спартанцев.

Девушек воспитывали менее сурово, но они также упражнялись в выработке гибкости и выносливости. Их основное предназначение – рождение крепких жизнестойких детей.

Так как в Спарте институту семьи было отведено второстепенное место, то и развивать в девушках женские черты не было необходимости. Тем ни менее, женщины в спартанском обществе занимали почетное место.

Им внушалась мысль о сопричастности к военным подвигам мужчин.

Спартанки вели независимый образ жизни, были дерзки на язык, могли бесстрашно отстаивать свое мнение, с которым мужчины считались.

Устами женщин говорило государство, когда те со словами «Со щитом или на щите» отправляли своих мужей и сыновей на битву.

Так как на женщин была возложена миссия рождения здоровых и крепких детей, то и выбор партнеров оставался за ними – общество давало им это право. Так спартанцы заботились об улучшении своей породы.

Создав свод законов, царь Ликург сделал их вечными. Уезжая в Дельфы, он взял со спартанцев обещание не изменять законы до его возвращения. В Спарту он больше не вернулся: совершил самоубийство, а перед этим распорядился, чтобы его останки сожгли и пепел развеяли по ветру.

Ликург запрещал записывать законы, он полагал, что только став нормой жизни, устоями и традициями, они принесут пользу обществу и гражданам.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5a635538799d9ddd04976609

Спарта обреченная на гибель

Законы спарта

Законы, отрицающие власть
Всеобщее равенство
Жить как одна семья
Тотальный контроль
Долой науки!
Имущество, рабы и дети
Замкнутый круг развития не имеет

По берегам реки Эврот, на территории современной Греции, росли ивы. Их гибкие ветви склонялись к прохладной воде. С долины реки открывался прекрасный вид на величественную гору Тайгет. По горному хребту проходила западная граница Лакедемона – государства, столицей которого была известная нам Спарта.

Большинству наших современников мало что известно о Спарте, а между тем, уклад жизни в этом государстве стоит того, чтобы проникнуть глубже в его историю.

Более всего город-государство Спарта прославилось во время правления Ликурга (после 600 г. до н. э.). Именно в то время в стране появились законы, создавшие общественный уклад, вошедший в историю как спартанский образ жизни.

Раскопки английских археологов подтвердили теорию, выдвинутую историками на основании письменных памятников, что до 600 г. до н. э.

спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств: не было особого отличия от других эллинских городов с их высоким уровнем культуры, изящным искусством и поэзией.

И лишь с приходом к власти Ликурга Спарта превратилась в крупнейшую военную державу, державу, которая готовила только солдат.

Ученые-историки утверждают, что спартанский образ жизни весьма импонировал древнегреческому философу Платону, который включил в свое идеальное государство многие милитаристские, тоталитарные и коммунистические черты, свойственные Спарте.

Однако, вопрос о целесообразности подобного государственного устройства очень спорный, да и сама история распорядилась так, что Спарта исчезла с лица земли.

Не наводит ли это на мысль, что путь, выбранный Ликургом, тупиковый и что, по сути, произошел естественный отбор, в котором все, что не жизнеспособно, отмирает?

Законы, отрицающие власть

Ликург, один из сыновей царя Спарты, волею случая оказавшийся наследником престола, прослыл человеком мудрым и справедливым и тем самым заслужил любовь и уважение сограждан. Он был уступчивым, терпимым и скромным, всячески желал добра и благополучия своему народу.

В то время в Спарте уже начались волнения, причиной которых было резкое разделение граждан на богатых и бедных. Ликург решил укрепить государство, введя такие законы, при которых деньги и власть перестали бы быть значимыми. На первый взгляд, такие преобразования – кардинальный скачок в развитии общества, но никто не задумывался, куда это может привести.

Итак, важнейшим государственным органом, по законам Ликурга, стала герусия – совет старейшин. Герусия решала споры и давала указания даже царям.

https://www.youtube.com/watch?v=Tk5TGr1OH38

Для того чтобы геронты из совета старейшин и народ не спорили между собой из-за власти, Ликург составил соглашение между ними – закон о разделении власти.

Еще одним из фундаментальных законов, изданных царем Ликургом, был закон о переделе земли. Правитель Спарты убедил сограждан отказаться от владения участками в пользу государства. И с того времени в Лакедемоне никто не мог ни продавать, ни покупать землю.

Всеобщее равенство

Всю землю разделили на равные участки, и каждая спартанская семья получила равный надел. На нем можно было вырастить самое необходимое, чтобы хватило для поддержания жизни.

Ликург считал, что человеку достаточно немного ячменной муки и растительного масла в день – продукты, которые можно получить с небольшого земельного надела.

Тем самым Ликург хотел уничтожить несправедливость и заставить всех жить в одинаковых условиях. Он создал всеобщее равенство.

На столе в любой семье одна и та же пища, одна и та же мебель в каждом доме, да и сами дома похожи своей неприхотливостью, все граждане, одетые в скромные одежды, похожи друг на друга. Спартанца могли казнить лишь за то, что он украсил свой гиматий (верхнюю одежду) яркой полосой, – так описывает обычаи спартанцев древнегреческий философ Плутарх из Херонеи.

В государстве даже существовал закон, согласно которому, никто не должен был быть полнее, чем это необходимо.

Не было ли это равенство насильственным? Не шло ли оно вразрез с законами природы, которая не терпит однообразия? Можно ли найти двух человек с одинаково хорошим аппетитом, двух людей в равной степени талантливых или бездарных, ленивых или трудолюбивых? Даже степень здоровья у всех разная. В созданном Ликургом искусственном равенстве уже был заложен механизм уничтожения общественного уклада, самого государства, а по сути, механизм уничтожения самой идеи.

Но царь Спарты пошел дальше. Чтобы окончательно уравнять граждан, Ликург захотел разделить поровну между всеми еще и движимое имущество граждан. Он запретил пользоваться золотой и серебряной монетой и приказал принимать только железные деньги. Железные деньги были тяжелыми, громоздкими и хрупкими.

Да, в Спарте прекратились преступления: кому нужны монеты, на которые ничего нельзя было купить в других государствах?! Исчезла роскошь. Богатый ли, бедный ли человек – между ними не было разницы. Сами по себе ушли из характера человека такие отвратительные качества, как жадность, зависть, корыстолюбие, соперничество, которые заставляют людей идти на преступления.

Значит, была достигнута еще одна ступень равенства. Однако равенство это было искусственным.

Если бы верховье и устье реки Эврот, которая питала Спарту, были бы на одной высоте, стала бы река течь? Были бы свежи ее струи, росли бы ивы на берегу, давала бы спасительную прохладу их тень? Вода в Эвроте загнила бы и превратилась в болото. Когда в обществе нет ни верха, ни низа, то нет и течения, а застой, как известно, ведет к загниванию.

Жить как одна семья

Все преобразования, которые вводил Ликург, предназначались для укрепления государства, чтобы все спартиаты жили, как одна семья. Однако, кроме законов, по которым должно жить общество, нужна была сильная армия, которая могла бы охранять государство.

Именно поэтому мальчиков с младых ногтей воспитывали в спартанском духе: отучали от капризов, от боязни холода, голода и темноты, заставляли есть пищу без разбора. Таким образом, дети вырастали крепкими, здоровыми, неприхотливыми.

Для девочек в Спарте также было введено особое воспитание: лакедемонянки обязаны были обладать крепким телом, чтобы производить на свет здоровое потомство.

Само государство, где мужчины и женщины жили каждый своей жизнью, напоминало военный гарнизон, в котором мужчины постоянно готовились к войне, а женщины…

Предоставленные сами себе, женщины стали предаваться роскоши и распущенности, иные стали вмешиваться в дела своих супругов, желая влиять на политику государства.

По этому поводу Аристотель сокрушается, обвиняя и одновременно оправдывая женщин: «Какая разница, – пишет древнегреческий философ, – правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?» Результат один и тот же.

В конце концов, Спарта лишилась своей былой военной мощи во второй половине IV века до н. э.

Тотальный контроль

Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. С момента появления на свет ребенка в семье спартанца, отец не имел права определять его судьбу.

Только совет старейшин, осмотрев младенца, решал, достаточно ли здоров ребенок, и тогда разрешали отцу его растить.

Если новорожденный оказывался слабым, то считалось целесообразным сбросить его со скалы Тайгет, чтобы в обществе не было больных и слабых.

В 7 лет мальчиков отлучали от родителей, объединяли в группы и воспитывали в особо строгой дисциплине, закаляли физически. Спартанцы должны были терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах. Воспитание сводилось к обучению безоговорочного повиновения.

 В 20 лет молодой человек попадал в компанию своих ровесников из 15 человек – фидитию, здесь начиналось его военное обучение.

Питание у молодых людей было очень скудным, чтобы будущий воин лучше был подготовлен к длительным военным походам и легко переносил голод и другие лишения. К тому же, считали в Спарте, скудная пища делает человека более крепким и здоровым, а тело гибким и легким.

Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием, одеждой в виде прямоугольного куска ткани. Они ходили немытые, изредка посещая бани.

Обучаясь в фидитиях, молодой человек мог вступать в брак, но жить продолжал вместе с товарищами, навещая жену тайком. Однако холостых мужчин презирали, поэтому брак в Спарте также был регламентирован государством, личные чувства в расчет не принимались – мужчина должен был создавать семью ради того, чтобы его жена могла рожать будущих солдат.

В Спарте правили законы, которые связывали человека по рукам и ногам, уничтожая его личную свободу.

Долой науки!

Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Юношам давали лишь самые азы, чтобы они могли прочесть приказ и расписаться под ним.

Все же остальные виды образования были выдворены из страны; выдворяли не только науки, но и людей, которые ими занимались.

Ликург ввел ксеноласию – изгнание иноземцев, чтобы те, приезжая в Спарту, не научили местных граждан чему-либо дурному. Отсутствие гостеприимства в Спарте было самым известным явлением в древнем мире.

Если пользоваться современной терминологией, в Спарте был установлен «железный занавес».

Имущество, рабы и дети

Существовал обычай, по которому младшие по возрасту отчитывались старшим – куда и зачем они ходят.

С другой стороны, молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но и заботиться обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не шуметь в их присутствии. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к собственным.

Каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей.

Торговля в стране была запрещена. Если возникала нужда в чем-то, можно было пользоваться вещами соседей, а также их собаками и лошадьми. Отдаленно это напоминало советский колхоз 30-х годов.

Замкнутый круг развития не имеет

Ликург создал государство, в котором солдаты могли воспроизводить только солдат. Все, что не касалось воинского долга, отсекалось законами общества. Да, государство было сильным, оно могло защитить себя от врагов.

Однако не ущербным ли было общество, отказавшееся от главного, от того, что дала человеку природа, – от разума? Оно также отказалось от чувств. Народ подчинялся государственным законам, которые были больше похожи на казенный военный устав.

Люди отринули науки, искусства, а ведь именно творчество развивает человека, воспитывает его личность, совершенствует разум, возвышает душу, приближает творенье Божьих рук к его Создателю. Поэтому спартанский образ жизни был обречен уже с самого начала.

Интересные факты о Древней Греции

Греция подарила человечеству гениальных философов и ученых, дала происхождение тысячам современных слов и объяснила некоторые физические явления

Храм Зевса Олимпийского и Арка Адриана

На юго-востоке от Акрополя, можно сказать, на его фоне, недалеко от площади Конституции (Си́нтагма), расположен один из самых значимых храмов древности

Святилище Афродиты

По дороге в Элевсину, в 11,5 км от Афин, а, точнее, не доезжая 8,5 км до Элевсины – в черте муниципалитета Хайдари, район Афе́ас Скараманга́

Древнегреческие вазы

По какой-то причине, когда речь заходит о посуде, употреблявшейся в Древней Греции, сразу возникает ассоциация с амфорой

Древнегреческие суда

Изрезанность береговой линии Балканской Греции с многочисленными и удобными бухтами, обилие островов

Древняя Агора

Древняя Агора города Афин располагается у подножия Акрополя, недалеко от станции метро «Фиси́он»

Греческий орнамент

Греческий орнамент или меандр знаком каждому из нас с самого детства. Этот узор вышивают на одежде, гравируют на посуде

Стадион Панатинаикос и его тайны

Древний стадион Панатинаикос, известный в народе и как Каллима́рмаро, то есть «прекрасномраморный» (благодаря красоте пентелийского мрамора

Семь культурных чудес Греции

В продолжение начатой темы о семи чудесах Греции стоит также обратить внимание на уникальные памятники культуры

Источник: https://www.grekomania.ru/greek-articles/ancient-greece/33-sparta-obrechennaya-na-gibel

Древняя Спарта: особенности, государственный строй, культура, история

Законы спарта

Пожалуй, нет такого человека, который не слышал бы о древнем городе-государстве Спарте. Упоминая эту страну, непременно думаешь о силе, мужестве и гордости населявших ее людей.

История и культура Древней Спарты вот уже несколько тысячелетий не оставляет в покое ученых, пытающихся понять основы величия и причины падения одного из первых государств на планете.

Попробуем разобраться в этом и мы.

Географическое положение

Без ответа на вопрос, где находилась древняя Спарта, невозможно понять все выгоды социально-экономическогои политического размещения этого государства. Она находилась на юге Пелопонесского полуострова в области Лакония (нынешняя территория Греции).

Ее просторы омывались двумя морями – Егейским и Ионическим – открывавшими для спартанцев пути в военно-морских походах и легкой переправе наживы после завоевательских войн. На момент своего расцвета территория Спарты занимала около 8 тысяч квадратных километров.

Это была самая великая держава тех времен, что и позволяло ей на протяжении нескольких веков не строить укрепления и оборонные стены.

Свое имя город получил в честь жены древнегреческого мифологического персонажа Лакедемона – Спарты. В исторических документах философа Плутарха сказано, что Лакедемон был царем Лаконии. Он считал, что его отец Зевс, а мать – плеяда Тиагеда. Правил долго, и в связи с этим возник синоним к слову «Спарта» – Лакедемон. Правда, про его политические или военные успехи историк не оставил фактов.

Основание страны

Древняя история Спарты начинает свою страницу с ХІ века до нашей эры, когда территорию Лаконии заселяют ахейцы, вытесняя при этом живший там народ лелег, и проводят войны по завоеванию близлежащих городов – Аргоса, Аркадии и Мессении. Спартанцы проявили небывалое мягкосердечие, не уничтожив побежденных. Они превратили их в рабов и назвали илотами, что в буквальном переводе означает «пленные».

Право Древней Спарты неразрывно повязано с именем Ликурга – древнеспартанского общественного деятеля. О его жизни известно мало, а вот о его законах говорят до сих пор, потому что именно на них был построен правовой институт Спарты. Законы были в форме ретр – коротких форм правовых изречений, передававшихся из уст в уста. Они заучивались на память.

Существовало 4 ретры: 1 большая и три малых. Одна из малых ретр запрещала издавать законы в письменной форме. Это делалось для того, чтобы правящая аристократия не ограничивала свои возможности рамками текста закона, а всегда могла повернуть формулировку документа в свою сторону.

Ретры Ликурга строго ограничивали и контролировали все сферы жизни спартанцев.

Ограничения, контролируемые ретрами

Чтобы избежать социального неравенства, спартанцы не использовали денежных единиц. Все материальные сделки осуществлялись с помощью обмена. Нельзя было производить коммерческие манипуляции с землей. Чтобы не свести человека с пути истинного предметами роскоши, спартанцам запрещено было использовать красивые вещи или украшения. Также было запрещено производить эти предметы.

Как рассказывает история Древней Спарты, семейная жизнь также подпадала под око закона Ликурга. Мужчина мог жениться только после 16 лет, но с семьей он проводил мало времени. Основную часть жизни занимала не семья, а воинская служба. Дети родителям не принадлежали.

С 7 лет их забирали из семей и воспитывали в них боевой дух: плохо кормили, выдавали один хитон на год, а после окончания школы юноши должны были пройти своеобразный экзамен – порку палками, во время которого не разрешалось ни кричать, ни просить о помощи. Особенностью спартанского брачно-семейного права является развод.

Правда, только мужчина мог попросить старейшин разорвать семейные узы. Это происходило в двух случаях: если женщина изменяла супругу или была бесплодна.

Аскетизм – всему голова

Жизнь Древней Спарты была подчинена контролю и порядку во всем. О спартанском аскетизме до сих пор ходят легенды. Даже аристократы пытались ограничивать себя в еде. Девочек с самого детства воспитывали как будущих матерей и жен для военных.

Те же в свою очередь на сражение всегда одевали темно-красный хитон, чтобы в случае ранения никто не смел упрекнуть воина в слабости от кровоизлияния. Часто, они предпочитали тихую смерть на поле боя, ведь попросить помощи у медика считалось грехом. Чего стоит одна только легенда о том, что слабых и неразвитых детей спартанцы скидывали с вершины горы.

В эту историю многие верили на протяжении трех тысячелетий, пока ученые не опровергли этот факт тем, что в ущелье горы были найдены только кости взрослых людей.

Создание лестницы государственного строя также приписывают Ликургу. Несмотря на то, что большинство ученых относят спартанцев к малограмотным народам, государственный строй Древней Спарты был намного продвинутее, чем у других древнегреческих государств.

Спартой правило 2 царя: представители разных династий пользовались огромным уважением среди подданных. Цари правили войском, но на войну отправлялся только один из монархов, другой оставался в городе и руководил мирной жизнью, занимался обеспечением тыла провизией и подготовкой оружия для будущего подкрепления армии.

Названия, как и обязанности у царей были разные:

  • басилей – правитель, не задействованный в военных действиях,
  • архегат – воинствующий спартанец-царь.

Эти два правителя входили в состав герусии – собрания старейшин, которые методом обсуждения решали насущные проблемы государства. Поскольку представители двух враждующих семей постоянно находились в ссорах и распрях, то они начали терять свое влияние на подданных.

Со временем они стали представительной монархией, а реальная власть была сосредоточена в руках у эфоров.

Но это нисколько не мешало царям Древней Спарты иметь свой собственный почет и получать неплохие доходы от местного населения в виде наделов земли, жертвенной пищи и благотворительных денег.

В герусию избирались 28 мужчин старше 60 лет. Они занимались обсуждением важных государственных дел, при некоторых царях даже могли наложить на его решения вето.

Со временем, этот законодательный орган упустил возможность влиять на политическую систему, а перешел на судебную практику.

Они рассматривали криминальные дела, выносили приговоры, обсуждали, как лучше наказать виновного, особенно жестоко расправлялись с изменниками родины.

Народные собрания (апеллы)

В состав собраний входили мужчины, которым исполнилось 30 лет, и рожденных в аристократических семьях. На собрании выбирали эфоров, кто из царей отправится в военный поход, кто займет престол, если не было престолонаследника.

Также окончательное решение по лишению гражданства изменников принималось здесь. Они же принимали решение о присвоении человеку гражданства, если тот изъявлял такое желание.

Правда, мудрость не позволила участникам апеллы договориться о методах ания, ведь, чаще всего, прав оказывался тот, кто громче крикнет или подговорит других для отстаивания своего мнения.

Самые могущественные представители власти выбирались раз в 8 лет. Всего на этот период их выбиралось 5 человек. Чтобы отдать честь и прославить в веках эфоров, апеллы называли календарный год в честь каждого из них. Они контролировали все виды деятельности и всех представителей власти.

Во время военных действий двое эфоров сопровождали царя, чтобы не дать ему возможности нажиться на военных делах или, что намного хуже, проявить свою трусость на поле боя. Часто эти люди превращались в диктаторов, так как отсутствие письменных законов не могло ограничить их желаний.

Они даже могли изгнать царя, чтобы не выполнять его приказы. Для этого они время от времени проводили предсказания жрецов. Если правление царя устраивало эфоров, то предзнаменование чаще всего оказывалось хорошим, а если нет, то предсказание приводило к быстрому изгнанию или убийству царя.

Особенности Древней Спарты ассоциируются только с военным делом. В этой стране впервые были разработаны тактические размещения солдатов, что часто приводило к победам.

С самого рождения спартанец воспитывался для битвы, поэтому в страшный бой шел с венком на голове, чтобы в случае смерти быть достойным к погребению.

Для этих людей были непонятными такие качества как трусость, слабодухость или безразличие к судьбе своей страны.

Дезертиров презирали, но сохраняли им жизнь, чтобы они мучились до конца жизни за содеянное ранее преступление против страны. Им нашивали специальные повязки, делали прически, чтобы никто с ними даже не мог заговорить.

Дети изменников также не могли строить собственные семьи, поскольку они уже с рождения были запятнаны нелюбовью к Спарте. Даже люди, которые были заинтересованы книгами или искусством, объявлялись в этой стране трусами, а вскоре и изгоями.

Может, поэтому в Спарте не родился ни один известный художник или философ.

Илотами называли крестьян Древней Спарты. Илоты – это местное население, которое было захвачено спартанцами еще на заре становления государства. Поскольку спартанцы были заняты в военных походах, илоты занимались обработкой государевых земель, уходом и сбором урожая.

Правда, они отдавали не всю часть урожая, а только некоторую его долю. Эта часть была фиксирована, и современными словами ее можно назвать налогом. Исторических документов о его размере не сохранилось. Это позволяло илотам жить хотя и бедно, но не умирать с голоду.

Они подчинялись только одному человеку – своему хозяину. Но их права и обязанности регламентировались на государственном уровне. От раба классического образца илот отличался правом иметь семейную жизнь и возможностью копить деньги.

У него был свой дом, который передавался по наследству. В криминальном праве с илотами не церемонились. Его могли казнить, высечь или ампутировать часть тела за малейшую оплошность.

Чтобы не нажить себе внутреннего врага, спартанцы стремились, чтобы число илотов не превышало полумиллиона человек.

Культура

Культура Древней Спарты не отличается разнообразием. Люди, которые были неспособны заниматься военным делом, презирались. Занятие искусством, письмом, философией высмеивалось.

Население было малограмотным, и даже несмотря на то, что в военных школах преподавалось чтение и письмо, будущие воины могли пропускать уроки ради оттачивания своих физических сил. Единственным элементом культуры были патриотические песни.

Они заучивались наизусть и воспевались во время военного похода.

Исполнять патриотические песни разрешалось не всем. Слова в этих песнях довольно просты, но каждая фраза направлена на то, чтобы поднять боевое настроение человека. Важным показателем культуры являлась религия. Спартанцы верили в древнегреческих богов.

Без религиозного культа не совершался ни один поход, и не начиналась ни одна битва. Перед боем богам делали жертвоприношение, чтобы они находились на стороне воинов во время битвы.

После окончания сражения вне зависимости от результатов воздавалась религиозная хвала богам.

Олимпийские игры Древней Спарты

Честью для любого спартанца было принимать участие в Олимпийских играх. Многие годы они были первыми по количеству побед. Спортсмены Спарты придерживались спортивного режима, интенсивно тренировались.

Не принимали участие в кулачных боях. Ведь в случае проигрыша нужно было признать свою слабость, что не сопоставлялось с принципами морали спартанцев.

Именно на Олимпиадах европейские города-страны начали брать пример с физической подготовленности спортсменов из Спарты.

Источник: https://www.nastroy.net/post/drevnyaya-sparta-osobennosti-gosudarstvennyiy-stroy-kultura-istoriya

Законы Ликурга или почему философы восхищались Спартой

Законы спарта
Нептун. Фонтан в Риме

«Ликург не в писаниях и не в речах, а на деле создал государство, равного которому не было и нет, явивши очам тех, кто не верит в существование истинного мудреца, целый город, преданный философии».

Спарта и философия? Сегодня это утверждение может показаться странным. Со школьной скамьи мы помним, что Лакедемон (так называли это государство древние авторы) был рабовладельческим полисом жители которого с самого раннего детства учились воевать и не сдаваться, а не филосовствовать.

Быть свободным

Попробуем посмотреть на эту историю глазами древних греков. Первейшей ценностью для которых было «быть свободными».

Понятие «быть свободным» появляется даже прежде, чем понятие свобода. Об этом говорит уже Гомер в своем эпосе. Быть свободным значило быть хозяином на своей земле, не находиться ни под чьим господством. Такую свободу олицетворяет и обеспечивает город-полис для полноправных граждан — аристократов-землевладельцев-воинов.

Полис также устанавливал правила. Законы гарантировали социальный порядок, но также задавали вектора развития общества (см. Что такое справедливость).

Поэтому не случайно, что античные историки, описывая возникновение государств прошлого, отцами-основателями называли не тех, кто вбил первый колышек или заложил первый камень, но тех, кто дал гражданам законы, которые благоприятствовали развитию и процветанию.

Ромул установил порядки в Риме, Тесей считался первым законодателем Афин, Минос создал государственное устройство на Крите, а Ликург дал законы Спарте.

Скульптура Ликурга во Дворце Юстиции в Брюсселе, Бельгия

Законы Ликурга

В эпоху своего расцвета Лакедемон (V в до н.э.) был небольшим, но сильным и богатым государством, гегемоном среди более чем полутора тысяч древнегреческих государств-полисов.

От Ликурга спартанцы получили евномию, т. е. благозаконие, пишет древний историк Геродот. Эти законы касались политического устройства: герусии и эфората (см. внизу), организации спартанской армии, образцом было устройство критских дорийских общин.

По мнению Аристотеля, Ликург был не просто создателем отдельных законов, но создал новый государственный строй, или даже больше того — новое полисное государство.

Плутарх подробно описывает инициативы Ликурга в «Сравнительных жизнеописаниях»:

«… [Ликург] был убежден, что отдельные законы не принесут никакой пользы, если, словно врачуя больное тело, страдающее всевозможными недугами, с помощью очистительных средств, не уничтожить дурного смешения соков и не назначить нового, совершенно иного образа жизни.

Главнейшие начала, всего более способствующие процветанию государства и доблести, обретают устойчивость и силу лишь укоренившись в нравах и поведении граждан, ибо для этих начал более крепкой основой, нежели необходимость, является свободная воля, а ее развивает в молодежи воспитание, исполняющее в душе каждого роль законодателя.

[Ликург] полагая, что благоденствие как отдельного человека, так и целого государства является следствием нравственной высоты и внутреннего согласия, все направлял к тому, чтобы спартанцы как можно дольше оставались свободными, ни от кого не зависящими и благоразумными».

(Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Из главы Ликург).

Свобода, равенство и братство

Война в Древней Греции была частым и обычным явлением. История Фукидида — это история непрекращающихся военных походов. Так пассионарные греки зарабатывали на хлеб, но также делали карьеру, проявляя героизм и лидерство.

Каждый свободный грек обязан был уметь владеть оружием как для участия в военных походах, так и для защиты своей родины.

Военное обучение и воспитание было распространено повсеместно. Но только в Спарте его довели до совершенства. Ликург и его последователи создали идеологию доблести и воинского братства, с помощью единого общественного образования и воспитания внедрили эту идеологию в демос (народ, свободные граждане).

Благодаря общественному, а не семейному воспитания, а также сдерживанию имущественного расслоения происхождение и богатство стали значить меньше, чем личные качества и заслуги гражданина.

«… Ликург, дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства — богатство и бедность, уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство, превосходства же искать в доблести…», — пишет Плутарх.

Возможно, главной инновацией Ликурга была система общественного воспитания. Мальчиков в 7 лет забирали из семьи и до 20 лет они жили в лагерях, где формировались такие черты характера как самостоятельность, инициативность, смелость, хитрость, сила воли, умение действовать в группе.

Ценностями были не честность или доброта, но способность побеждать и добиваться цели.

Кроме физической культуры и умения владеть оружием, спартанцев учили «говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления», лаконично (слово происходит от названия места Лакония, где находилась Спарта).

Пению и музыке учили с не меньшим тщанием, нежели четкости и чистоте речи. Музыка вместе с танцем «помогает гимнастике», а вместе с пением «способствует поэзии», воодушевляет на подвиги. Поэзия была высоко развита. Также изучались основы других наук, в их практической части.

«Леонид при Фермопилах» (300 спартанцев). Жак Луи Давид, 1814

Мораль и этика

Законы Ликурга касались и частной жизни спартанцев. Сегодня мы расценили бы их как вмешательство в личную жизнь, но то было естественно для древних греков. Полис был вправе устанавливать законы, включая нравственно-этические, направленные на общественное благо, то есть всех граждан. Тем более, что граждане и решали принять закон или нет.

Одним из благ и преимуществ, которые доставил согражданам Ликург, было изобилие досуга. Это время, которое человек мог потратить на личные цели. Поэтому образование и воспитание спартанца продолжалось и в зрелые годы.

Представления о воинственности и жестокости спартанцев несколько искажены современной культурой. К примеру, спартанцы не преследовали убегающего с поля боя противника, в том числе и для того, чтобы тому проще было решиться к бегству. Целью военных действий чаще всего было договориться о союзе, а не захватить и расхитить город.

В этом проявлялось отличие психологии сильного, которая в том и состоит, что сильному не нужно подтверждать свое превосходство. Желание продемонстрировать силу, унизить другого всегда происходит от слабости, от недостатка. У сильного если и есть слабости, то, как правило, это доверчивость и самоуспокоенность.

Судьба утопии

Спарта была изолированным и закрытым государством. Именно поэтому не так много достоверной информации об ее истории. Эта закрытость была вызвана естественным желанием сохранить специально созданный уклад жизни и культуру, оградить граждан от чуждых влияний.

Можно сказать, что Ликург создал первую утопию, социальный строй, основанный на свободе, равенстве и братстве. Именно из Спарты идут корни и идеи коммунизма, где не деньги, но способности должны играть роль социальных двигателей.

Уровняв всех спартанцев материально, Ликург обеспечил внешние условия социальной справедливости. Вероятно, это работало вначале, но со временем стало ахиллесовой пятой всего государства.

Искусственно лишенные материального соблазна спартанцы впоследствии оказались уязвимыми. За несколько веков мир изменился, Спарта стала влиятельным и богатым государством, деньги становились все более важным фактором. Они не только обеспечивали личные блага, но и правили политикой и дипломатией, превосходя порой по силе армию, тем более когда речь шла о внутренних делах государства.

Столкнувшись с новыми вызовами, и не сумев найти адекватного решения, Спарта быстро ослабла. Начались политические интриги, борьба за власть, упал боевой дух в армии. Многие спартанцы уехали в другие города, где стали наемниками ради заработка. К середине III века до н.э. в Спарте оставалось лишь около 700 граждан.

Впрочем, это был уже закат всей Древней Греции. Новым гегемоном становилась Римская империя.

Древние развалины рядом с современной Спартой.

Справка

Спарта — (др.-греч. Σπάρτη, лат. Sparta), или Лакедемон) — древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в живописной долине реки Эврот. Возникает в XI веке до н.э. В основу государственного строя был положен принцип единства и равенства полноправных граждан.

Государство регламентировало жизнь и быт спартанцев, сдерживала имущественное расслоение. Основы государственного устройства были заложены легендарным правителем Ликургом (IX век до н.э.). Во главе государства находились одновременно два царя — архагеты. Их власть была наследственной.

Полномочия архагета сводились к военной власти, организации жертвоприношений и участия в совете старейшин.

Герусия (совет старейшин) состояла из двух царей и 28 геронтов, которых избирали пожизненно народным собранием из знатных граждан, достигших 60-летнего возраста (при средней продолжительности жизни мужчин 45 лет). Герусия выполняла функции правительственного учреждения — готовила вопросы для обсуждения на народных собраниях, руководила внешней политикой, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях.

Народное собрание (апелла). Право на участие в народном собрании имели полноправные граждане-мужчины, достигшие 30-летнего возраста.

Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или отвергала предложенное решение. Голосование проводилось или криком или участники расходились по разные стороны и «на глаз» определялось большинство.

Народное собрание имело законодательные права, право на избрание должностных лиц, решало вопросы войны и мира.

Другие статьи по теме:

Статьи рубрики Философия гуманизма

Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.

Источник: http://LidersBlog.ru/filosofija-gumanizma/zakony-likurga-ili-pochemu-drevnie-filosofy-voshishhalis-spartoj.html

По закону
Добавить комментарий