Законы хаммурапи по отраслям

Законы Хаммурапи – общая характеристика и краткое содержание

Законы хаммурапи по отраслям

Фото с сайта hkar.ru

После того, как Хаммурапи взошел на трон, страна крепла и развивалась. Он провел ряд реформ:

  • Провел административную реформу. Он разделил страну на определенные области и районы, поставив руководить ими чиновников.
  • Подчинил себе все храмы и объявил свою власть божественной.
  • Привел в порядок систему сборов и налогов.
  • На частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства. Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками.
  • Продажа земли была строго запрещена. Землю, принадлежащую общинам, было запрещено продавать.

Но создание государственных законов, организация судебной системы — это самый большой вклад, который он внес в укрепление государственности.

На сегодняшний день законы Хаммурапи — самые древние, из всех найденных и дошедших до нас. Для времени его создания, а записан  судебник Хаммурапи  был примерно в 1750 гг. до н.э., он показывал, что Вавилон был государством, имеющим свою мощную государственность.
Если описать, что изменилось после написания  законов Хаммурапи кратко , то:

  • Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).
  • Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.
  • Был выявлен основной господствующий класс – это рабовладельцы.

Законы Хаммурапи: общая характеристика

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден  каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи  . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

Фото с сайта hkar.ru

На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст  их написан в клинописной форме.

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата.

  Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи  , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней.

После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились,  сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст  судебника Хаммурапи  , разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым.

Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи,  в судебнике Хаммурапи насчитывалось  282 статьи.

  Законы царя Хаммурапи, краткое содержание  по разделам:

  1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
  2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
  3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
  4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
  5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
  6. Семейное право (127-195 пункты).
  7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
  8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

Законы Хаммурапи : краткое содержание

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.
  • Неполноправные жители – мушкенум.

Фото с сайта hkar.ru

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.

Законы Хаммурапи о рабах  определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать  внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.

Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому  законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью  недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

Фото с сайта hkar.ru

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования.

Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить.

Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде.

После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка.

Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

Вывод

После рассмотрения мы видим,  кого защищали законы царя Хаммурапи  . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.

О чем заботился Хаммурапи в своих законах  во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав.

Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html

Законы Хаммурапи – анализ – Русская историческая библиотека

Законы хаммурапи по отраслям

Если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите статью Законы Хаммурапи – кратко

[См. также статью Законы Хаммурапи – общая характеристика.]

Законы царя Хаммурапи начинаются с «Пролога», в котором Вавилон объявляется «вечным обиталищем царственности» в отличие от принятого ранее принципа, согласно которому «царственность» могла перемещаться из одного города в другой; перечисляются заслуги Хаммурапи перед каждым важнейшим городом Древней Месопотамии и их божествами-покровителями, и провозглашается цель создания Законов: «Дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказываема была справедливость…» Далее следуют собственно Законы (разбивка текста на 282 отдельных параграфа – результат работы ассириологов, издававших этот текст, в оригинале ее нет). В тексте Законов можно выделить следующие разделы: 1) основные принципы правосудия (§ 1 – 5); 2) охрана собственности царя, храмов, общинников и царских людей (§ 6 – 25); 3) нормы, касающиеся служебного имущества (§ 26 – 41); 4) операции с недвижимостью и связанные с нею деликты (§ 42 – 88); 5); торговые и коммерческие операции (§ 89 – 126); 6) семейное право (§ 127 – 195); 7) телесные повреждения (§ 196 – 214); 8) операции с движимым имуществом и личный наем (§ 215 – 282). Далее следует «Эпилог», содержащий проклятия тем, кто отступит от установлений, содержащихся в Законах Хаммурапи. «Пролог» и «Эпилог» написаны торжественным и архаичным языком и во многих отношениях напоминают литературные произведения, сами же узаконения изложены сухим и ясным, деловым языком.

[Подробнее – см. в статье Законы Хаммурапи – структура.]

Хаммурапи перед богом Солнца Шамашем. Верхняя часть стелы с Законами

Классы вавилонского общества в Законах Хаммурапи

Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т. п. Общество, каким оно обрисовано в Законах Хаммурапи, состоит из свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум).

Положение царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя очень большие наделы и были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов.

Иначе говоря, между свободой и рабством внутри категории царских людей существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенума Законы Хаммурапи оценивают «дешевле», чем авилума (§ 196 и сл.

), но зато имущество мушкенумов охраняется более строго: ведь оно фактически есть составная часть царского имущества (§ 8).

В этот период некоторые остатки правоспособности еще сохраняют и рабы: раб дворца или мушкенума мог вступить в брак со свободной женщиной, а дети от такого брака считались свободными (§ 175 – 176).

Своих детей от рабыни ее господин мог признать своими законными детьми (со всеми вытекающими отсюда для них правами), но если даже он их таковыми и не признал, после смерти господина они и их мать получали свободу (§170 – 171). Раб, купленный в чужой стране, в Вавилонии должен был быть отпущен на свободу без выкупа, если выяснялось, что он вавилонянин.

За оскорбление действием, нанесенное свободному, и за оспаривание своего рабского состояния раб подлежал не внесудебной расправе, а наказанию по суду (отрезанию уха – § 205 и 282).

[Подробнее – см. в отдельных статьях Авилумы и мушкенумы в Законах Хаммурапи, Законы Хаммурапи о рабах.]

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Законы Хаммурапи о долгах

Наконец, долговое рабство было ограничено сроком в три года (долговым рабом мог стать сам должник, или его раб, или член семьи), и даже продажа свободнорожденного человека в рабство была ограничена тем же сроком (§ 117).

В связи с долгами существовал и другой вид временной утраты свободы – заложничество (§ 114 – 116). Заложника кредитор, видимо, брал насильно и держал его в своего рода частной долговой тюрьме, чтобы принудить должника к уплате.

Кредиторами чаще всего выступали торговые агенты (тамкары), которые были государственными чиновниками, но одновременно вели разного рода коммерческие дела также и на свои собственные средства.

В каждом крупном городе существовало объединение таких купцов (карум – «пристань»), осуществлявшее административный надзор за тамкарами и ведавшее их взаимными расчетами и расчетами с государством. Тамкары вели международную торговлю как лично, так и через помощников (шамаллу), т.е.

странствующих торговцев, не располагавших собственными средствами. Другим важным видом деятельности торговых агентов было, как уже отмечено, ростовщичество[1]. Займы натурой предоставлялись под условием роста в одну треть, а займы серебром – в одну пятую основной суммы, как правило, на короткий срок – до урожая.

Из деловых документов видно, что существовали и другие виды роста (вплоть до сложных процентов).

Законы Хаммурапи пытаются до известной степени оградить должников от злоупотреблений со стороны кредиторов: разрешается в некоторых случаях отсрочка уплаты долга (§ 48); допускается замена серебра другими материальными ценностями (§ 51 и 96); запрещается забирать в покрытие долга урожай поля или сада (§ 49 и 66); устанавливается наказание за обмер и обвес при выдаче и возвращении ссуды (§ 94).

[Подробнее – см. в отдельной статье Законы Хаммурапи о долгах и ростовщичестве.]

Полный вид стелы с кодексом Хаммурапи

Законы Хаммурапи о сельском хозяйстве

Сельское хозяйство было основой всей жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что Законы Хаммурапи уделяют ему очень большое внимание.

Основным типом хозяйства было мелкое, крупные землевладельцы обрабатывали свои земли либо посредством предоставленных в их распоряжение низших категорий царских людей, либо сдавая их мелкими участками в аренду из доли урожая (1/3 или 1/2 урожая – § 46) или за твердую плату вперед (§ 45).

На арендаторе лежала обязанность вести хозяйство добросовестно, обеспечивая надлежащий доход (§ 42 – 44). Срок аренды мог быть продлен, если арендатор из-за стихийных бедствий потерпел убыток (§ 47).

Земледелец обязан содержать в исправности оросительные сооружения и несет ответственность за убыток, который причиняет соседям его нерадивость (§ 53 – 56). Крупный и мелкий скот передавался для пастьбы специальным пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву (§ 57 – 58), а также за любой ущерб в стаде, происшедший по вине пастуха (§ 263 – 267).

[Подробнее – см. в отдельных статьях Законы Хаммурапи о сельском хозяйстве и земельной собственности, Законы Хаммурапи об аренде.]

Профессии в Законах Хаммурапи

Работа по найму была, видимо, распространена довольно широко, наемниками могли быть и свободные люди, и рабы.

Законы Хаммурапи подробно регулируют тарифы заработной платы для очень многих видов труда, от самого квалифицированного (врач, ветеринар, строитель, корабельщик) до труда ремесленника (кирпичник, кузнец, плотник, сапожник, ткач и т.п.

), а также и неквалифицированных видов труда (§ 215 – 224, 253 – 274). Работников нанимали, как правило, на короткий срок – на время сева или особенно жатвы – либо поденно на время, необходимое для выполнения конкретной работы.

Поэтому и тарифы наемной платы в основном поденные. Наемник несет материальную и «уголовную» ответственность за причинение хозяину убытков. Плата наемному работнику была рассчитана на возможность прокорма им семьи в течение периода найма.

[См. также статью Законы Хаммурапи о торговле.]

Большое внимание Законы Хаммурапи уделяют семье (§ 127 и сл.). Брак считается законным лишь при соблюдении определенных юридических формальностей (§ 128): требовалось заключить при свидетелях брачный контракт, который обычно был устным, но при наличии особых обстоятельств (см. далее) мог быть и письменным.

Семья была моногамной, и супружеская неверность со стороны жены каралась смертью (§ 129). Законы Хаммурапи устанавливают подробные правила для разбора обвинений такого рода (§ 130 – 136). Однако муж мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признать своими законными детьми (§ 170).

При определенных обстоятельствах (болезнь жены – § 148; женитьба на жрице, которой не полагалось иметь детей, – § 145; дурное поведение жены – § 141) муж мог взять вторую жену. В случае женитьбы на богатой жрице или вообще на богатой женщине, а также для урегулирования вопроса о детях (и о возможной второй жене) составлялся письменный брачный договор.

Целью брака было рождение детей, которые унаследуют семейное имущество и будут поддерживать культ предков, без чего эти последние обречены на муки голода в загробном мире.

Поэтому Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (§ 159 – 164); о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (§ 151 – 152); об имущество жены (§ 150).

Вавилонский брак не был, вопреки тому, что об этом часто пишут, «браком-куплей»: размер приданого был больше, чем размер выкупа (§ 163 – 164). Если же брак и сохранял формальное сходство с покупкой, то объясняется это тем, что древнее право просто не знает иного способа передачи патриархальной власти над человеком, чем купля-продажа (даже и в римском праве освобождение сына из-под отцовской власти оформлялось как фиктивная продажа).

Наследование в Законах Хаммурапи

Столь же детально Законы освещают вопросы наследования (§ 165 и сл.). Лишение наследства допускалось только в случае Двукратной тяжкой провинности со стороны сына (§ 167 – 168). В случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей (по соглашению с их кровными родителями) или найденышей (§ 185 и сл.)[2].

Наконец, подробно рассматривается в Законах Хаммурапи вопрос об имуществе жриц. В Вавилонии было принято посвящение девочек в храмы для службы богам, и эти девочки становились затем жрицами разных рангов, в том числе и весьма высоких[3]. Они получали определенную долю в родительском имуществе (§ 178 и сл.

), а после их смерти наследниками становились, как правило, их братья.

Принцип талиона в Законах Хаммурапи

Вавилонское право не знало деления на гражданское и уголовное. Законы Хаммурапи уделяют много внимания наказаниям за различные проступки и преступления – от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательств на имущество и преступлений против личности.

Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений – от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния.

За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления Законы Хаммурапи назначают квалифицированные виды смертной казни: сожжение за инцест с матерью (§ 158), сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа (§ 153).

В остальных случаях Законы Хаммурапи устанавливают либо наказание по принципу талиона (т.е. наказания равным за равное, или «символического», когда, например, отсекают «согрешившую» руку), либо денежную компенсацию.

Принцип талиона известен из более ранних месопотамских законодательных источников, но только в Законах Хаммурапи он проводится столь широко и последовательно. Широко распространено ошибочное представление о талионе как о «пережитке кровной мести».

В действительности же кровная месть исходит из принципа коллективной вины и коллективной ответственности, унаследованного от первобытнообщинного строя. В связи с развитием представлений о личности возникает и представление об индивидуальной вине и индивидуальной ответственности.

Кроме того, возникшее гражданское общество заинтересовано в том, чтобы распри не длились бесконечно, что практически неизбежно при кровной мести. Поэтому вводится принцип обязательной денежной компенсации, а затем и принцип талиона, представлявшийся наиболее справедливым для правосознания той эпохи.

Иначе говоря, развитие ответственности идет по пути индивидуализации, наказание же приобретает все более публичный характер.

[Подробнее – см. в отдельной статье Законы Хаммурапи – уголовное право.]

Судопроизводство во времена Хаммурапи

Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы процессов не велись, хотя некоторые наиболее важные моменты могли фиксироваться письменно.

Решения и приговоры тоже, как правило, были устными. Основными доказательствами были свидетельские показания (см., например, § 9 – 11) и документы. В некоторых случаях при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду».

«Божий суд» мог иметь две формы: 1) водная ордалия и 2) клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения подозреваемого в воду реки, и если он тонул, считалось, что Река (т.е. бог реки) покарала виновного. Если ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным (§ 2)[4].

Клятва богам, по тогдашним представлениям, неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ принести клятву – доказательством справедливости обвинения.

Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиненный, будь его вина доказана.

Источник: http://rushist.com/index.php/ancient-east/4495-zakony-khammurapi-analiz

Законы Хаммурапи

Законы хаммурапи по отраслям

    По берегам Евфрата тянется целое поле холмов. Они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыты развалины самого большого города Южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался  «Врата Бога». «Баб-или» называли его жители на своём языке.

Греки переделали «Баб-или» в «Вавилон» и от названия города прозвали и всю страну  «Вавилон». Вавилон в течение долгого времени был маленьким незаметным поселением. С тех пор прошло около 6-ти столетий.

За это время Вавилон превратился в самый большой и богатый город во всей Месопотамии.

2.Законы Хаммурапи как источник древневавилонского права

        Свод законов Вавилонского государства, изданный в годы царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) представляет собой крупнейший и важнейший памятник Месопотамии.  Этот свод законов (именуемый также Кодексом или Законником) был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией во время раскопок города Сузы.

  Судебник сохранился почти полностью.

 Из 282 статей Законника (разбивка на статьи была произведена современными ученными) полностью сохранилось 247; остальные удалось восстановить по многочисленным фрагментам более поздних копий Законника, найденных при раскопках других городов Месопотамии.

 Все статьи были записаны на большом базальтовом камне двух метров высоты. На столбе высотой около 2-х метров имеется рельефное изображение Хаммурапи , которому бог Шамаш вручает свиток с текстом законов. А дальше идет надпись, покрывающая весь столб обеих сторон.

 Царь Хаммурапи говорит в своей надписи, что боги призвали его управлять Вавилоном «для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну для блага народа».

 Вся жизнь Вавилонского общества отражена в этих законах. Мы узнаем, что в это время в Вавилоне жили богатые рабовладельцы и купцы, торговые агенты и врачи, строители судов и дворцов. Но больше всего в стране было бедных людей, которые работали с утра до ночи, бедных земледельцев, обремененных долгами арендаторов и замученных тяжелым подневольным трудом бесправных рабов.

  Главным источником Кодекса являлись нормы обычного права, материалы судебной практики, законотворчество самого Хаммурапи.

 Основные цели Законника Хаммурапи заключались в законодательном закреплении сословно-классового деления общества, в упрочении рабовладельческих порядков, в обеспечении интересов господствующих верхов от посягательств на принадлежащую им собственность.

Законник проявляет определенную заботу о средних и мелких собственниках, пытается приостановить процесс их обеднения и обезземеливания, поскольку от их разорения могут пострадать податные и военные интересы государства, следовательно, окажется под угрозой стабильность положения все тех же правящих кругов.

 Кодексу Хаммурапи характерны примитивная правовая техника и казуистичность правовых норм. Законник представляет собой собрание конкретных  судебных случаев, наглядных и понятных для восприятия.

 Четкое деление по отраслям права в Законнике отсутствует. Преобладают нормы гражданского, уголовного права, хотя и в них обнаруживаются довольно многочисленные пробелы.

3.Обязательное право

 Источником обязательств являлись договоры. Самым распространенным видом договоров был договор купли-продажи, которому исторически предшествовал договор мены.

Для действительности договора было необходимо соблюдение трех условий: 1) продавец должен быть действительным собственником вещи. 2) отчуждаемое имущество не должно быть изъято из оборота.

3) сделка должно совершенно при свидетелях (чтобы последние в случае необходимости могли подтвердить ее законность).

  Купля-продажа наиболее важных вещей (земля, постройки, рабы, скот) оформлялась письменно, по определенной форме, с перечнем свидетелей (двух-трех и более) и приложением печатей. Тексты договоров писались на глиняных посудах, которые затем обжигались. Существовала и купля-продажа в кредит или с рассрочкой платежа.

 Договор личного найма заключался на год или меньший срок. Он  распространялся на врачей,  архитекторов, сельскохозяйственных работников, кораблестроителей и ветеринаров. Заработная плата сельскохозяйственных работников выдавалась хлебом или деньгами и имела значительные сезонные колебания.

 За невыполнение условий договора  наемный рабочий нес строгую ответственность: оставление работы раньше оговоренного срока приводило к потере оплаты. Наемному работнику доверялись материальные ценности, он нес ответственность за их сохранность. Гибель или изнурение скота, кража семян компенсировались хозяину высокими штрафами в десятикратном размере.

 Если у наемного рабочего не было денег на уплату штрафа, его подвергали мучительной смертной казни. 

Достаточно редким был договор товарищества. В нем речь идет о распределении убытков или прибыли между членами товарищества

. Главным условием договора была солидарная ответственность товарищей перед третьими лицами.

 В имущественный найм могли входить дома, скот, транспортные средства (повозки и лодки) . также в договор входила и аренда земли, оформляемая на 1 год, аренда сада  на 5 лет. Условия аренды были весьма тяжелыми потому, что пахотных земель не хватало, и спрос на аренду значительно превышал предложение.

  Договор займа отличался большей суровостью. процент по денежным займам доходил до 20, по займам зерна-до33; превышение ростовщиком процентных ставок влекло за собой потерю долга.

Должник был защищен от самоуправных действий кредитора. Допускалось перенесение долговых обязательств на другое лицо. Кредитор имел право принимать в залог землю и движимое имущество должника.

Несостоятельный должник вынужден был отдавать в кабалу членов своей семьи.

 Срок кабалы был ограничен 3- мя годами по истечении которых заложник покидал дом кредитора. Иногда долговое обязательство обеспечивалось залогом имущества или его части. Если долг не возвращался в срок, кредитор мог удовлетворить свои требования из доходов с заложенного имущества или от его продажи.

  Существовал и договор хранения и поклажи. Зерно, документы, деньги и рабы могли сдаваться на хранение. Договор заключали при свидетелях, в противном случае сделка не могла быть оспорена в суде. Хранитель отвечал за вещь, даже если она была украдена у него вместе с его собственными вещами. 

 Кодекс Хаммурапи имеет и другой источник обязательств кроме договоров – причинение вреда. В него входили порубка деревьев в чужом саду, затопление судна вследствие столкновения на реке и потрава поля.

4.Брачно-семейное право

  Господствующее положение в семье занимал муж. Он мог продать жену и детей в пожизненное рабство или отдать на три года в долговую кабалу.

 Жена могла без ведома мужа распоряжаться своей долей имущества, покупать землю и рабов, выступать в суде по имущественным спорам в качестве свидетеля. Запрещались браки между родственниками и между мачехой и пасынком.

 Брак заключался на основании письменного договора между мужем и отцом невесты. Жена могла лишь добиться отказа мужа в будущем закладывать ее за долги.

 За невесту отдается приданное, которое служило своеобразной компенсацией за потерю работницы и после заключения брака рассматривалось  как ее имущество.

 Приданное оставалось у мужа, если развод произошел по причине предосудительного поведения жены.

 Возможен развод по инициативе мужа. Жена имела право на развод лишь при наличии серьезных причин (длительной измены мужа, смена им местожительства). Дети остаются у отца.

Если жена не рожает детей или рожает только девочек, то муж имеет право взять наложницу или рабыню, а жену либо оставить в доме, либо «отвергнуть ее», но при условии возврата ей приданного.

Детей, рожденных от рабынь, он мог узаконить.

 Если муж, отправившийся в военный поход, попадал в плен, жена могла выйти замуж вторично, когда у нее не оставалось иных средств к существованию, причем в случае возвращения мужа из плена жена должна была вернуться к нему.

5.Судебное устройство

 Когда-то в горах Шумера и Аккада судили старейшины. У них не было записанных законов, и они решали все дела, сообразуясь со старыми обычаями.

 Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах. Они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь  не выступал ни высшей, ни низшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора.

 Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребление судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

 Возбуждение дела осуществлялось, как правило, частным лицом. Однако при покушениях на дворцовую или храмовую собственность инициатива в возбуждении дела могла проистекать от государственного органа.

Явку обвиняемого (ответчика) суд обеспечивал сам потерпевший (истец). Розыск и арест особо опасных преступников осуществлялись местной администрацией. Обвинение в суде поддерживало частное лицо.

Общественного обвинения или чего-либо аналогичного прокуратуре не существовало. Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду.

Доказательствами являлись письменные документы ордалии и свидетельские показания. Секретарь суда записывал весь ход судебного разбирательства.

Если дело было очень сложным, и судья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, где его судили в главном суде. Недовольные решением суда могли обжаловать его перед царем.

Но в действительности решения суда всегда выносились в пользу богатых людей. Законы защищали жизнь и собственность богатых и знатных граждан.

Раб и бедняк не находили в законах зашиты, и «сильный» по-прежнему продолжал притеснять «слабого».

 Суровое наказание полагалось виновным, нарушившим закон. Смерть за кражу собственности, смерть за неповиновение царю, смерть за убийство, даже если оно было совершено случайно. А если кто-нибудь сломал другому человеку кость или выбил зуб, или повредил глаз, то у виновного тоже выбьют глаз или сломают кость или выбьют зуб.

 Иногда судьи не могли вынести решения из-за недостаточности улик; тогда подсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду, и если он выплывал, его оправдывали.

 Приговоры о смертной казни или членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично. Для укрепления силы судебного решения стороны обязывались не возбуждать вторично того же дела; обязательство оформлялось письменно.

Виновный в нарушении этого обязательства выплачивал штраф, размер которого был определен заранее, либо подвергался бесчестию (сбриванию части волос на голове).

 В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением.

 Об этом свидетельствует, в частности ст.5 законов Хаммурапи предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Такой провинившийся судья выплачивал штраф, равный 12-кратной стоимости иска, свергался с судейского кресла и навсегда терял право осуществлять правосудие.

6.Наследственное право

 Сыновья, независимо от возраста делили наследство в равных долях. Долю умершего сына получали его дети – внуки наследователя, которые также делили ее поровну.  Усыновленные дети участвовали в разделе только движимого имущества и не могли претендовать на имущество.

 Первоначально дочери призывались к наследованию лишь при отсутствии сыновей. Впоследствии они были уравнены в наследственных правах со своими братьями. При отсутствии нисходящих наследников имущество переходило к братьям умершего, а если нет и их – к братьям отца умершего.

Пережившая жена получала приданное и предбрачный подарок мужа и продолжала жить в доме умершего мужа.

Это имущество она не имела право продать, поскольку оно было после ее смерти предназначено в раздел детям. Если жена умирала раньше мужа, последний имел право распоряжаться ее приданым как своей собственностью, – это приданое также шло в раздел детям умершей, а при их отсутствии – возвращалось в дом отца умершей.

Источник: http://student.zoomru.ru/history/zakony-hammurapi/209103.1695318.s1.html

Законы хаммурапи

Законы хаммурапи по отраслям

При изучении экономической мысли древнего Востока следует обратиться к Месопотамии. Источником для изучения экономических воззрений Месопотамии могут служить Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). С их помощью можно представить экономические воззрения этого царя-законодателя.

Такие кодексы представляли собой формы воззрений (в том числе экономических) и не были предписаниями, подобно библейскому и римскому законодательству. Следует отметить, что Законы Хаммурапи имели большое влияние — через полторы тысячи лет после обнародования, этот текст все еще копировали.

Земельные отношения

В «Законах» рассматривается государственное хозяйство, которое состояло во времена Хаммурапи из дворцовых и храмовых земель ― и те, и другие включали земельные наделы. В этом документе появляются юридические лица ― «дворец» и «храм».

В «Законах» упоминается государственная земля ― другой земли, кроме выделенной в такие наделы, в этом документе не упоминается. Следует также отметить, что движимое имущество и рабы дворца отличаются в документе от рабов частных лиц.

Вероятно, дворцовая земля сводилась к учреждениям с людьми (в том числе рабами) и движимостью, а остальные государственные земли раздавались в держание.

Многие статьи в «Законах» относятся к земледелию. Ст. 42-70-е этого документа относятся к сделкам с недвижимостью и определяют ответственность за преступления, относящиеся к недвижимому имуществу. Ст. 42-48 относятся к аренде целины и поля, ст.

60-65 относятся к аренде сада — арендная плата сада выше, чем поля, так как в ст. 49-52 рассматривается процедура залога земли.

В документе указывается, что во всех случаях арендованная и заложенная земля остается за первоначальным владельцем и определяются права первоначального владельца по отношению к земле.

Данные меры были введены, чтобы исключить концентрацию земли в руках разбогатевших землевладельцев, что на Ближнем Востоке происходило весьма часто.

Так, например, при залоге земли, урожай с этой земли принадлежит истинному владельцу заложенной земли, и тот должен только после продажи урожая отдать заимодавцу сумму заклада (ст. 49-50). В действительности земля продавалась крайне редко ― это следует из того незначительного внимания, которое в этом документе уделяется юридическим аспектам продажи земли. Таким образом, «Законы» уделяют пристальное внимание аренде земли как наиболее распространенной практике экономических отношений с земельными угодьями.

Торговля

Хаммурапи в своих Законах отметил факт ликвидации крупной частной торговли — по Законам Хаммурапи купцы были обязаны или расстаться со своим занятием, или стать государственными служащими — поступить со своим капиталом и товарами на государственную службу.

Такой купец, обдающий ильк тамкара (состоящий на торговой службе), должен был сбывать государственный товар и отдавать государству прибыль, за что такие купцы получали привилегию осуществлять самостоятельную, частную торговлю.

На практике государственная и частная торговля могли совмещаться, и продав доверенные ему государством товары, купец должен был соответствующую часть прибыли передать государству, а остаток присвоить себе. Более того, именно люди, несущие ильк тамкара, собирали налоги.

Таким образом, термин «тамкар» в «Законах» используется в контексте «человек, вкладывающий капитал в торговые и ростовщические предприятия». И именно под этим именем купцы-тамкары, как отмечено выше, были обращены государством в государственных агентов.

Ст. с 70-х по 126 Законов относятся к различным торговым и коммерческим операциям, преимущественно к займам, залогам и передаче предметов на хранение.

В данном случае следует отметить, что основными видами деятельности, связанными с кредитно-финансовыми отношениями, которые государство стремилось контролировать, (как и контролировать многие сферы обращения больших участков земли и других объектов недвижимости) были: те или иные аспекты ростовщической деятельности, внешняя оптовая торговля и контроль над постоялыми дворами. Иных значительных видов деятельности в области товарно-денежных отношений в сфере услуг Месопотамия того периода, вероятно, не знала. И это является ярким примером попытки осуществить государственное регулирование частных сделок. Указанные статьи документа установили специальные тарифы найма квалифицированных специалистов, ремесленников, цен на зерно, серебро и другие наиболее распространенные товары, имеющие ключевое значение для экономики и т.д. Однако на практике в частных сделках данные нормы соблюдались не всегда, но подобную незаконную сделку можно было оспорить в суде.

Ст. 99-107 относятся к регулированию совместных операций с деньгами, преимущественно, торговым операциям, когда одна сторона вкладывает капитал, а другая сторона выполняет поручение или торговую операцию. Как уже рассматривалось выше, в операциях, связанных с торговлей, под словом «тамкар» подразумевались люди, исполняющие обязанность «тамкара».

Остальным осуществлять крупную торговлю было запрещено. Однако ст. 99-107 относятся именно к тем торговым операциям, в которые вовлекался частный капитал и которые проводились на основе частной инициативы. Тамкар вручает шамаллуму ― дословно «разносчик», торговый агент тамкара, вверенный капитал, который частный предприниматель должен вернуть с процентами (см. ст. 102).

Выгодность данного предприятия для шамаллума заключалась в высокой доходности, большей, чем сумма, которую нужно было вернуть. Таким образом, отношения шамаллума и тамкара были основаны на договоре (ст. 105-106). Следует также обратить внимание на то, что тамкар должен был заплатить за обман шамаллума вдвое больше, чем шамаллум за обман тамкара.

В данном случае Хаммурапи руководствовался принципом необходимости защищать слабых от сильных.

Ст. 88-96 этого документа предназначены для того, чтобы ограничить ростовщичество. Так, высший ростовщический процент по Законам Хаммурапи составляет 20%. Еще одна цель состояла в том, чтобы облегчить или упростить выплату долгов для должников. Всякая ростовщическая операция должна была осуществляться под контролем государства (ст. 95).

Хаммурапи, как и другие цари Месопотамии (и его преемники), часто отменял все долги населения. Целью указанных мер было ограничение частной эксплуатации и закабаления общинников, а также предотвращение массового разорения жителей страны.

Однако, данная политика, без коренных реформ в области экономики, не давала желаемых результатов, так как должники из-за отсутствия средств к существованию снова попадали в зависимость к кредиторам. И тогда правителям снова приходилось прибегать к санации долгов.

Таким образом, Законы Хаммурапи ограничивали ростовщичество и долговое рабство, осуществляют регулирование цен и тарифов, вводили ограничительные запреты на сделки с землей (куплю-продажу), существенно расширяли государственный сектор в сельском хозяйстве.

Рабство

Законы Хаммурапи регулировали и многие экономические аспекты общественной жизни Месопотамии — документ уделял внимание усилению власти рабовладельцев над рабами. Рабство в Месопотамии было близко к патриархальному типу рабовладения.

К сословию «вардум» («рабы») относились те зависимые, чьим временем, рабочей силой и жизнью распоряжались их хозяева. Телесное повреждение раба рассматривалось не как покушение на человека, а как порча имущества хозяина.

Таким образом, рабы считались имуществом своих владельцев.

Законы Хаммурапи упоминают рабов частных лиц ― мушкенумов и авилумов. Статус раба имел наследственный характер. В документе недостаточно ясно определен имущественный статус рабов. Подавляющее большинство рабов в Месопотамии было домашними рабами.

Передача рабов для найма осуществлялась очень редко. Раб мог располагать собственной недвижимостью, но после смерти раба недвижимость отходила к господину (ст. 176). Раб мог располагать имуществом любого вида, но оно не могло передаваться по завещанию, а после смерти раба переходило господину.

Из ст. 175-176 следует, что государственные рабы и рабы мушкенумов имели право создавать семью, включающую лиц любого сословия, а также могли иметь свои хозяйства с определенной движимостью. «Авилумы» по Закону Хаммурапи могли быть отданы в рабство только на ограниченное время.

Статус рабов государственных учреждений государством не регулировалось.

Ст. 114-117 документа определяет патриархальное право отцов семейства распоряжаться членами своей семьи как собственностью и отдавать их в залог кредита.

Операции отличались от простого ростовщичества тем, что в данное случае заимодавец забирал заложников из семьи должника в качестве обеспечения невыплаченной в срок задолженности (ст. 115) или во временное замещение предоставленного займа (ст. 114). В ст.

117-119 описывается ситуация передачи главой семьи члена своей семьи в рабство за уплату долга, который не был выплачен. Однако члены семьи возвращались в семью, но было это связано (в отличие от ст.

114-116) не с выплатой долга, а с государственным чрезвычайным вмешательством в отношения должника и кредитора. Законы Хаммурапи запрещали последующую перепродажу членов семьи: все три года члены семьи должны были обслуживать именно закабалителя или первого покупателя. Из ст.

117, 119 Законов Хаммурапи также следует, что глава семьи мог продавать или выдавать в «кабалу» членов своей семьи только в уплату непогашенного долга. Очевидно, Законы Хаммурапи лишили главу семьи возможности свободно (не ради уплаты долга, а для обогащения) распоряжаться членами своей семьи и продавать их в рабство.

****

Рассматривая особенности Законов Хаммурапи, следует отметить, что данный документ как образец экономической мысли Древнего Востока относится к структуре общества Месопотамии, которому присущи два основных характерных элемента — наличие самоуправляющихся сельских общин и централизованного государственного управления, «восточной деспотии», властвующей над этими общинами и взимающей с них налоги. Также упоминаются и государственные слуги, чья деятельность была необходима для эффективного функционирования все усложнявшейся социально-политической структуры общества Месопотамии.

Анализ Законов Хаммурапи показывает, что отношения связанные с частной собственностью в обществе Месопотамии не были главным элементом экономической и общественной системы.

Для общества Месопотамии и экономического мышления Законов Хаммурапи было присуще стремление ограничить роль влияния крупного частного капитала и землевладения и поставить тех и других зависимости от централизованного контроля.

По отношению к крестьянам, работавшим на государственной земле, именно государство создавало альтернативу частному землевладению и сделкам с землей.

Законы Хаммурапи относятся к той эпохе, когда в общественной структуре Месопотамии росло имущественное неравенство между мелкими и крупными землевладельцами, а также населением и крупными торговцами.

Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений способствовало разложению традиционных патриархально-клановых связей и привело к появлению богатых и бедных, имущих и малоимущих. Бедные общинники лишались имущества переходили в батраки, государственные наемники или продавались в рабство.

Однако сформировавшееся государство Междуречья и его административный аппарат видели в разбогатевших частных собственниках земли и капитала социальных паразитов и предпринимали все, что от них зависело, чтобы уменьшить роль крупных частных землевладельцев и торговцев в общественной и экономической жизни Месопотамии и препятствовать их деятельности. Именно в таком контексте следует рассматривать значение Законов Хаммурапи и их вклад в экономическую мысль Древнего Востока.

Вместе с этим читают:
• Фома Аквинский об экономике
• Экономическое учение Аристотеля
• Идеальная экономика Платона

просмотров: 4333

Источник: http://rustudents.com/economics/hammurabi/

По закону
Добавить комментарий