Сословные суды при екатерине 2

Появление сословного суда при екатерине 2

Сословные суды при екатерине 2

Как и верхний земский суд, он состоял из двух департаментов уголов­ного и гражданского, во главе которых стояли председатели, назначав­шиеся Сенатом. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседате­лями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.

Государственные крестьяне судились в пил/спей расправе (суд низшей инстанции), состоявшей из судьи, назначенного губернским правлением из чиновников, и из восьми заседателей, избранных крестьянами.

Верхняя расправа выполняла роль апелляционной и ревизионной инстанции для нижних расправ.

В двух ее департаментах уголовном и гражданском действовали председатели, назначаемые Сенатом, и но пять заседателей, избранных самими крестьянами.

Как видим, новая судебная система на уровне высших инстанций отде­лила уголовный суд от гражданского.

Многие историки считают, что судебная система в России при Николае II была одной из лучших в Европе.

В. Серов «Портрет императора Николая II»

В годы Первой мировой войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами.

Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Судебная реформа была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и кризиса верхов, под которым принято понимать осознание господствующими классами, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Судебная система к тому времени находилась в плачевном состоянии.

В ней царило взяточничество, законов было множество, но они не исполнялись.

В присутственном месте такого суда работали два председателя (первый и второй) и десять заседателей. Председатели избирались Сенатом обязательно из двух кандидатов, а утвер­ждались Верховной властью.


Верхний земский суд делился на два департа­мента: гражданский и уголовный.

Он являлся второй инстанцией для ниже­стоящих судов, а также рассматривал гражданские и уголовные дела, более сложные, чем разрешавшиеся нижними земскими, уездными судами и город­скими магистратами.

Губернский суд также состоял из двух судебных палат: гражданской и уголовной.
В каждой палате заседали: председатель палаты, два советника и два асессора. Они избирались из числа помещиков или выслужившихся чиновников по рекомендации губернатора Сенатом и утверждались Вер­ховной властью.

Появление сословного суда при екатерине 2 в санкт петербурге

е. подробную запись всего дела. Точную копию судного списка – «противень» — судья должен был вручить старосте, и она хранилась у него.

Судебник Ивана Грозного (схема)

Судебник Ивана Грозного назначает наказания судьям за неправильный суд и за лицеприятие. Если узнается, что судья или дьяк взяли взятку и обвинили несправедливо, то с них приказывалось взыскать весь иск, сколько он стоил, все пошлины втрое и, сверх того, взять штраф, какой государь укажет.
Если дьяк, т. е.

Появление сословного суда при екатерине 2 в краснодаре

Важно

Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники — уголовные и гражданские стряпчие. Губернскому прокурору подчинялись прокуроры при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде.

Дворянское самоуправление

В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась прежде всего на дворянство, и уже в первые годы ее правления закладываются основы самоуправления этого сословия.

При подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам каждого уезда было предписано избирать на два года уездного предводителя для руководства выборами депутатов в Комиссию и на случай каких-либо других требований со стороны верховной власти. Реформа 1775 г.

Государственных крестьян судили в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемый расправный судья и восемь избираемых заседателей. Этому суду были подведомственны дела однодворцев, служилых людей, черносошных, экономических, дворцовых, государственных крестьян, приписанных к различным местам и заводам, ямщиков.

Он также окончательно решал дела, размер иска в которых не превышал 25 руб.

Вторую инстанцию составляли верхние земские суды, губернские магистраты, верхние расправы, причем каждый из этих судов подразделялся на два департамента, один для гражданских, другой — для уголовных дел. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд.
Он состоял из назначаемых председателя и вице-председателя и десяти заседателей, избранных на три года дворянством.

Решения нижней расправы обжаловались в верхней расправе, которая включала назначенного председателя и десять заседателей, избиравшихся крестьянами.

Третья инстанция — палаты гражданского и уголовного суда (губернские и областные суды в Сибири), подчиненные непосредственно Сенату. В составе каждой были председатель (назначался верховной властью), два советника и два асессора (назначались Сенатом).

Палате уголовного суда были подсудны уголовные и следственные дела по должностным преступлениям чиновников губернии.

Кроме того, в нее поступали на ревизию из верхнего земского суда, верхней расправы и губернского магистрата уголовные дела, по которым назначались смертная казнь, лишение чести и торговая казнь.

Палата гражданского суда осуществляла ревизию и рассматривала апелляции на решения верхнего земского суда, верхней расправы, губернского магистрата.

Внимание

Его решение являлось окончательным в гражданских делах ценою ниже 25 рублей, а также в уголовных делах, по которым подсудимые не подлежали ни лишению жизни и чести, ни торговой казни (торговая казнь – публично битьё кнутом на торговых площадях и в др. присутственных местах, введённое Судебником 1497 года при великом князе Иване III. Битье кнутом было болезненым и рассекало кожу до плоти.

В среднем, человек мог выдержать до 50 ударов, после чего умирал. В Судебнике 1497 года точно не регламентируется количество ударов — право определения наказания отдается судье, который мог назначить как 10, так и 400 ударов кнутом, поэтому торговую казнь называли «скрытой смертной казнью»..

В правление императрицы Екатерины II, с конца XVIII столетия, духовенство, дворянство и купечество торговой казни не подвергались. Отменена в 1845 г.).
Горожане делились на шесть категорий:

1) настоящие городские обыватели, владевшие недвижимостью;

2) именитые граждане, владевшие капиталами и знаниями;

3) купцы трех гильдий;

4) цеховые ремесленники;

5) иногородние и иностранцы;

6) прочие посадские люди.

Первые три категории занимали более привилегированное положение, т.к. они освобождались от телесных наказаний и уплаты подушной подати.

Горожане избирали городскую думу и городского голову, руководившего городским самоуправлением вместе с шестигласной думой, в состав которой от каждой категории избирался один депутат (гласный).

Положение крестьянства в правление Екатерины II определялось распространением крепостного права и расширением власти помещика над крепостными.

После рассмотрения каждого дела Палата отсылала его к начальнику губернии для утверждения и приведения в исполнение, который со своей стороны о сомнительных с его точки зрения делах доносил Сенату или императору. Председатели Палаты определялись по утверждению императора по представлению Сенатом из двух кандидатов, остальные члены палат утверждались самим Сенатом.

Губернский суд.

Палата Гражданского суда Палата Гражданского суда состояла из председателя и двух асессоров. Фактически она была соединенным департаментом Юстиц и Вотчинной коллегий.

Палата имела право окончательного решения дел ценою ниже 500 рублей. Во всех остальных случаях недовольные могли подавать апелляцию на решение Палаты в Правительствующий Сенат.

Источник: https://realkonsalt.ru/poyavlenie-soslovnogo-suda-pri-ekaterine-2

Губернская реформа 1775 года. Губернская реформа Екатерины 2

Сословные суды при екатерине 2

Чтобы не допустить крестьянских волнений, Екатерина II в 1775 году решила провести реформу, касающуюся управления на местах.

Такой шаг обусловил более четкое деление всей территории Российской империи.

Она стала подразделяться на административные единицы, которые определяли численность так называемого податного населения (людей, плативших налоги). Самыми крупными из них являлись губернии.

Реформа 1708 года

Согласно указу Петра I от 18 декабря, вся империя разделялась на 8 губерний: Московскую, Смоленскую, Азовскую, Архангелогородскую, Казанскую, Сибирскую, Киевскую и Ингерманландскую, которая через 2 года стала называться Санкт-Петербургской.

Ими управляли губернаторы, назначавшиеся самим царем. На такие высокие должности обычно претендовали крупные сановники. Они получали огромнейшую военную, административную, а также судебную власть.

Кроме того, им предоставлялась возможность управлять финансами своей губернии.

В течение последующих ближайших лет появились еще 3 крупные административные единицы: Рижская, Астраханская и Нижегородская. Губернская реформа Петра I растянулась на несколько лет. В 1715 году были внесены некоторые изменения в местное самоуправление.

Они заключались в дробном делении губерний, которое зиждилось на статистическом принципе, т. е. по количеству дворов. В 1719 году эти административные единицы стали подразделяться на провинции. Позднее и они были поделены.

В результате образовалось 250 уездов, которыми управляли воеводы.

Стоит отметить, что переломными в управлении громадной империей стали как указ Петра I, так и сам год 1708. Губернская реформа имела целью максимальное упрощение самого механизма руководства страной. На то время она считалась практически новаторской.

Цели екатерининских преобразований

Главной бумагой, которая определяла проведение очередной реформы в России, был документ под названием «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».

Надо сказать, что накануне преобразований, инициированных Екатериной II, территория страны, по сравнению с петровскими временами, уже имела большее количество административных территорий.

Это происходило за счет того, что к империи постоянно присоединялись новые земли.

Губернская реформа в России, начатая Екатериной II, должна была преобразовать 23 губернии, 66 провинций и примерно 180 уездов. Ее целью было увеличение числа крупных административных центров. В итоге их количество выросло почти вдвое.

Разделение

Вся империя разбивалась на губернии, а затем и на уезды. Происходил этот процесс только по административному принципу, без учета каких-либо экономических, географических и национальных факторов. Губернская реформа Екатерины 2 преследовала одну цель – адаптировать новый административный аппарат к полицейским и фискальным обязанностям.

Разделение происходило по количественному критерию, т. е. по числу людей. Так, на территории каждой губернии должно было проживать примерно 400 тыс. человек, а в уезде – 30 тысяч. После целого ряда преобразований, имевших место с 1728 по 1760 год, старые органы управления были ликвидированы. Также губернская реформа упразднила и такие территориальные единицы, как провинции.

Управление

Во главе самых крупных территориальных единиц стояли губернаторы, которые могли быть назначены или смещены только императором.

Управлять ими помогали губернские правления, состоящие из прокурора и пары сотников. Фискальными и финансовыми делами занимались казенные палаты.

Образованием и здравоохранением заведовали приказы общественного призрения. Законность же осуществляли прокуроры с двумя стряпчими.

Губернская реформа Екатерины 2 коснулась и уездных администраций. Там во главе стояли земские исправники, которых выбирали местные дворяне. Также существовали коллегиальные органы управления, которые назывались нижними земскими судами.

Кроме исправника, имелись и два заседателя. В подчинении у земских судов была полиция. Также в их обязанности входило наблюдение за порядком и внедрение на подконтрольной им территории различных решений и законов губернских правлений.

А в городах появилась новая должность – городничий.

Управление сразу несколькими крупными территориальными единицами осуществлялось генерал-губернаторами. Они являлись главнокомандующими в данных регионах, если там отсутствовал сам император, и имели право вводить не только чрезвычайные меры, но и напрямую обращаться с докладами к монарху.

Надо сказать, что для централизованной власти был очень важным год 1775. Губернская реформа еще больше укрепила ее.

Разделив таким образом территорию страны, она максимально упрочила положение своего административного аппарата во всех регионах.

Кроме того, с такой же целью реорганизовывалась судебная система, а также были созданы специальные органы, осуществляющие полицейские и карательные функции.

Предполагавшиеся реорганизации

В 1769 году уложенной комиссией были предприняты попытки на уровне губерний разделить обязанности администраций и судов. Для этого предполагалось создать четырехуровневую систему, в которую бы вошли уездные и провинциальные приказы, губернские расправные палаты, а также Сенат, представлявший собой апелляционную инстанцию.

В городах же хотели сохранить губернские суды магистратов. Кроме того, была запланирована организация сословных судов – отдельно для крестьян и дворян. На одном из заседаний депутаты предложили, чтобы судебные разбирательства стали открытыми и гласными. Но в то же время они поддерживали и создание сословных судов.

Именно такое двоякое отношение и помешало, в конечном счете, отделению судебных функций от властных. Депутаты понимали, что защитить привилегии и особый статус дворян можно было только с помощью вмешательства администрации.

Несмотря на это, большинство предложений, выдвинутых уложенной комиссией, были внедрены в жизнь, когда началось проведение губернской реформы 1775 года.

Разделение судов

В 1769 году депутаты подготовили специальный законопроект, где регламентировались основы судейского права.

Предполагалось создать несколько судов: торговый, занимающийся маклерскими и купеческими делами; специальный – ведал таможенными проблемами; уголовный, полицейский и гражданский – занимались “благочиниями”; духовный – рассматривал внутрицерковные вопросы, касающиеся закона и веры; военный – занимался уголовными деяниями придворных чинов.

Полицейские, уголовные и гражданские суды хотели разделить по территориальному принципу – на городские и земские. Все они должны были войти в общую систему трехступенчатой соподчиненности: губерния – уезд – провинция.

Также предполагалось, что судебные органы получат возможность оценивать указы, исходящие от центральной власти, с точки зрения государственной значимости. Кроме того, городские и земские суды нужно было сделать выборными, а судебные разбирательства – открытыми.

Все эти предложения, вынесенные в то время комиссией, имели огромное значение для предстоящей судебной реформы в России 1775 года.

Сословная система

Как уже говорилось ранее, преобразования затронули не только административный аппарат. Губернская реформа потянула за собой и перемены в судебной системе. Она не только четко сформулировала, но и максимально упрочила разделение по сословному признаку.

● В каждом уезде были созданы специальные суды для дворян. Они состояли из судьи и двух заседателей. Их избирало местное дворянство сроком на 3 года.

Верхние земские суды играли роль апелляционных инстанций и состояли из двух департаментов, занимавшихся гражданскими и уголовными делами.

Они были единственными на всю губернию и состояли из двух человек – председателя и его заместителя, которые назначались самим императором. Они могли проводить ревизии, а также контролировать деятельность уездных судов.

● Низшими судебными инстанциями в городах стали магистраты. Их члены также избирались сроком на 3 года. Для этих судов апелляционными инстанциями были губернские магистраты. В их состав входили 2 председателя и 2 заседателя из числа местных жителей.

● В нижних уездных расправах судили государственных крестьян. Там рассматривались гражданские и уголовные дела. Ими занимались чиновники, которые назначались властями. Апелляционными инстанциями для нижних стали верхние расправы. Дела в них вносились только под залог, который действовал в течение одной недели.

● Губернская реформа учредила и так называемые совестные суды. Они были построены также по сословному принципу. В них входили представители дворянства, а также горожане и крестьяне.

Эти суды выполняли так называемую примирительную функцию (помогали уладить конфликт между истцами).

Кроме того, в их обязанность входили и специальные разбирательства в отношении преступлений, совершенных умалишенными людьми или детьми. Здесь же рассматривались и дела о колдовстве.

● В губерниях ревизионными и апелляционными инстанциями являлись судебные палаты, рассматривающие как уголовные, так и гражданские дела. Они пересматривали иски, поступающие к ним из верхних земских судов и расправ, а также из губернских магистратов. Как правило, апелляционные жалобы сопровождались достаточно большим денежным залогом.

● Сенат являлся высшим из всех судебных органов.

Итак, чем еще интересна губернская реформа Екатерины 2 (год 1775)? Именно тогда была сделана первая попытка отделения администрации от суда. Но она так и не удалась.

Губернаторы все так же могли влиять на исполнение приговоров, например, по вопросам лишения чести или применения смертной казни. Председатели судов назначались властями, так как представители сословий имели право избирать лишь заседателей.

Многие дела поступали на рассмотрение городских полицейских органов. Кроме того, действовала и вотчинная юстиция.

Обязанности

Принципы полицейского управления обсуждались еще на заседаниях уложенной комиссии, до того, как началась губернская реформа. Год 1771 ознаменовался завершением проекта, который предполагал создание полицейских управлений в городах. Они должны были стать аппаратом для охраны общественного порядка.

В обязанности полиции входило пресечение различных неправомерных поступков. К примеру, это могло быть распутство, кулачные бои, проявление чрезмерной роскоши, быстрая езда или нарушение порядка во время богослужений и крестных ходов. Также полиция имела право контролировать различные народные гуляния, наблюдать за торговлей на рынках и чистотой городов, рек, продуктов, воды и мн. др.

К функциям полиции относилась также борьба с пожарами, грабителями и бродягами, тайными собраниями и другими нарушителями спокойствия. Она также регулировала правила торговли и содержание трактиров. Кроме того, в обязанности полиции входил контроль за налогообложением, планировкой городов и организацией всевозможных праздников.

Полицейские органы

Начиналась губернская реформа Екатерины 2. Год 1775 предусматривал создание целого ряда специальных полицейских органов. Но проект «Устава о благочинии» был завершен только через 6 лет.

В следующем году его опубликовали. Он состоял из 14 глав и 274 статей.

Этот устав определял структуру органов полиции, их систему, главные аспекты деятельности, а также перечень деяний, которые подлежали наказанию.

Правоохранительным органом города становилась управа благочиния. В число его сотрудников входили ратманы-советники, приставы, занимающиеся как уголовными, так и гражданскими делами, городничий (или обер-комендант) и полицмейстер.

Для удобства все города были поделены на кварталы и части (раздел происходил по количеству зданий). Начальником полицейского управления в части был пристав, а в квартале – надзиратель.

Все чины входили в «Табель о рангах». Руководили полицейскими органами губернские власти. Именно они решали все вопросы, касающиеся смещения или назначения должностей.

Полицию в столицах контролировал исключительно Сенат.

Правонарушения

В «Уставе благочиния» был перечислен целый ряд преступлений и санкций, которыми должна была ведать полиция. Вот некоторые из них:

● деяния, связанные с несоблюдением законов и решений полицейских органов;

● деятельность, направленная против проведения богослужений и православной веры в целом;

● взяточничество;

● деяния, нарушающие общественный порядок;

● действия, которые идут вразрез с нормами благочиния, как то: азартные игры, запрещенные представления, пьянство, брань, застройка без разрешения, неблаговидное поведение;

● преступная деятельность, направленная против существующего правопорядка, имущества, личности и др.

Полицейские органы имели право применять к нарушителям санкции лишь за некоторые провинности, например, за незаконное ношение оружия, похищение имущества, выступление против православия, нарушение правил таможни и т. д.

Но чаще всего полиция занималась предварительными расследованиями и последующей передачей собранного материала в суды. Единственное, с чем она не работала, так это с политическими преступлениями.

Для этой цели существовали иные органы.

Губернская реформа Екатерины 2 способствовала разделению исполнительных и судебных органов власти. Все сословия, не считая крепостных, стали принимать более активное участие в управлении на местах.

Также для каждого из них был создан свой суд. Кроме того, губернская реформа положила конец функционированию практически всех коллегий. Исключением стали только самые важные – Иностранная, Адмиралтейская и Военная.

Обязанности ликвидированных коллегий перешли к губернским органам.

Источник: https://FB.ru/article/171318/gubernskaya-reforma-goda-gubernskaya-reforma-ekaterinyi

Судебная реформа Екатерины 2 (1775 года)

Сословные суды при екатерине 2

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в 1775 году как продолжение Губернской реформы, для систематизации судов всех уровней в губерниях и уездах.

В дальнейшем реформа была дополнена полицейской (1782) и коллегиальной (1784-1786) реформами.

характеристика судебной реформы – суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.

Необходимость реформы

Екатерина 2 взошла на престол в 1762 году и практически сразу обозначила одну из важнейших задач – изменить систему судов, которая сильно устарела, и не соответствовала требованиям реальности.1769 году.

Это время работы Уложенной комиссии, которая подготовила закон «О судебных местах». Реформа не была проведена из-за русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Только после окончания войны правительство вновь вернулось к реформе.

Суть реформы

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в ноябре 1775 года как часть Указа «Об учреждениях для управления всероссийской империей». Изначально этот Указ создавал в стране новую административную структуру, и устанавливал органы управления для них.

Судебная система России после 1775 года может быть представлена схематически.

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку – для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

  • Для дворян – суд.
  • Для горожан – магистрат.
  • Для крестьян – расправа.
Таблица: Судебная система России по реформе 1775 года   Для дворян Для горожан Для крестьян В губернии В уезде
Верхний земский судГубернский магистратВерхняя расправа
Нижний земский (уездный) судУездный магистратНижняя расправа

На всех уровнях создавались 2 департамента: первый рассматривал уголовные, а второй – гражданские дела. В городах, где судили городских жителей (купцов и мещан), магистрат был выборным органом. Сами горожане выбирали его состав. После выборов этот состав утверждался Губернатором.

Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами. Крепостные крестьяне судились напрямую помещиком, который ими владел. Судьи для таких судов назначались.Уездные суды строились по схожему принципу.

Исключение только Нижний земский суд, который избирался сами дворянами уезда сроком на 3 года.

Суды губернского уровня выступали одновременно инстанциями 1 и 2 группы, то есть могли не только рассматривать уголовные и гражданские дела, но и выступать в роли апелляционного органа.Суды уездного уровня выступали инстанцией 1 уровня, то есть рассматривали только дела по существу.

Историческое значение

Судебная реформа 1775 года была попыткой наладить справедливые суды, но эта реформа не смогла решить 2-ух серьезных проблем:

  • Абсолютизм предполагал наличие общегражданских судов, но создать в 18 веке в России всесословные суды у Екатерины 2 не получилось. В результате суды были отдельными для дворян, для горожан и для крестьян. Как итог – главная цель преобразований не была выполнена.
  • Отделение судебной власти от исполнительной. В учебниках часто пишут, что это было достигнуто, но это не так. Во-первых, все губернские суды назначались и утверждались Правительством. Во-вторых, губернатор имел личное право отменить любой приговор, а все приговоры о смертной казни требовали его согласия.

Сама по себе идея бессословного суда в России 1775 года была абсурдной. Ведь в стране существовало крепостное право и большая часть населения была крепостными. Кроме того, Губернская реформа предполагала опору власти на дворянство.

Дворяне становились полноправной элитой на местах. Поэтому закрепляя эту элиту, власть не могла допустить равных судов над дворянами и крестьянами. Как итог – в России укрепился сословный суд, который был очень далек от правосудия, особенно на уровне крестьян.

Как итог – классовая система укоренилась все сильнее.

Дополнение реформы

Судебная реформа 1775 года стала первым этапом изменения правового поля Российской Империи. В дальнейшем эта реформа была дополнена:

  • В 1782 году – полицейской реформой. Создавалась Управа благочиния, осуществлявшая полицейские функции. В Управу входил полицмейстер, городничий и обер-комендант. Город делился на кварталы. За каждым закреплялся квартальный надзиратель.
  • В 1784-1786 года – коллегиальной реформой. Она ликвидировала Коллегии, связанные с финансами. Причина в том, что Губернская реформа передавала эти функции в руки местных органов власти, а финансовые Коллегии дублировали их. Было сохранено только 4 Коллегии: юстиц, военная, иностранная и адмиралтейская. Одновременно были значительно расширены функции Сената.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/sudebnaya-reforma-1775.html

Судебная реформа екатерины ii

Судебная реформа, как и другие реформы, была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым принято понимать осознание господствующими классами, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Судебная система к тому времени находилась в плачевном состоянии. В ней царило взяточничество, законов было множество, но они не исполнялись. Тюрьмы были забиты заключенными: в момент коронации Екатерины их насчитывалось свыше 8 тыс.

человек. Благополучие государства зависит от главенства законов.

Реформа суда при Екатерине II (вторая половина XVIII в.)

Стр 15 из 60 Более удачной оказалась реформа суда при Екатерине II.

Это объясня­ется не только тем, что она проводилась более последовательно, чем при Петре I, но и тем, что она была созвучна с реформами Петра, которые в конечном счете создали благоприятную почву для реформирования судов. В 1775 г. Екатерина II обнародовала первую часть Учреждения управле­ния Российской Империей.

Согласно этому документу подлежали рефор­мированию административное устройство, административное управление и суды. Россия делилась на губернии (наместничества), в крупных губер­ниях образовывались провинции как составные части губернии. В свою очередь, губернии и провинции делились на уезды.

Были учреждены две ветви власти: административная и судебная, построенные на двух разных началах: административная — на единоначалии, судебная — на коллегиаль­ности. В судебном ведомстве гражданские дела были отделены от уголовных.

В ходе губернской реформы екатерины ii 1775 г.

было усилено сословное начало судебной системы

Стр 4 из 7 Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы. Для горожан судебной инстанцией являлся Городской магистрат, члены которого избирались на три года.

Апелляционной инстанцией для Городских магистратов были Губернские магистраты, состоявшие из 2-х председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города). Для государственных крестьян учреждалась уездная Нижняя расправа (уголовные и гражданские дела рассматривались назначаемыми властями чиновниками)

Сословные суды при екатерине 2

В процессе судебной реформы 1775 г., проведенной Екатериной II, была образована сословная судебная система, просуществовавшая до 1864 г. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, состоявший из избираемых дворянством на три года уездного судьи и двух заседателей.

Апелляционной и ревизионной инстанцией для уездных судов являлся Верхний земский суд, который состоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Для городских жителей низшей судебной инстанцией являлись городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистров были губернские магистраты.

Кратко о судебной реформе Екатерины II Великой

Найти: > > Судебная реформа Начиная судебную реформу, Екатерина II прежде всего позаботилась о том, чтобы иметь возможность лично руководить процессом законотворчества.

Большая часть судебных преобразований произошла в ходе , однако им предшествовала , а дополнением к правовому положению дворянского сословия стала . Главными причинами являлись следующие необходимости:

  1. разграничивания их ответственностей на различных уровнях (империя-губернии-уезды).
  2. разделения административных и судебных функций между разными учреждениями,
  3. выстраивания чёткой структуры судебных органов,

В результате преобразования

Судебная система России в период правления Екатерины II Текст научной статьи по специальности «История.

Исторические науки»

10.5.

Для дворян были учреждены два суда — уездный суд и верхний земский суд; первый состоял из уездного судьи и двух заседателей, избиравшихся дворянами на три года и два от поселян; первые принимали участие в разрешении всех дел, а вторые -только тех дел, которые касались поселян и являлся первой судебной инстанцией для дворян; второй суд состоял (один на всю губернию) из двух председателей, и 10 заседателей.

К юрисдикции уездного суда относились как гражданские, так и уголовные дела, причем разбирательство их могло проходить не иначе как по жалобе частных лиц или стряпчих, а также по сообщению других судов или высших губернских мест.

Судебная реформа Екатерины 2 (1775 года)

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в 1775 году как продолжение Губернской реформы, для систематизации судов всех уровней в губерниях и уездах. В дальнейшем реформа была дополнена полицейской (1782) и коллегиальной (1784-1786) реформами.

характеристика судебной реформы — суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.

Екатерина 2 взошла на престол в 1762 году и практически сразу обозначила одну из важнейших задач — изменить систему судов, которая сильно устарела, и не соответствовала требованиям реальности.1769 году. Это время работы Уложенной комиссии, которая подготовила закон «О судебных местах». Реформа не была проведена из-за русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Только после окончания войны правительство вновь вернулось к реформе. Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в ноябре 1775 года как часть Указа

«Об учреждениях для управления всероссийской империей»

.

Судебный процесс при екатерине 2.

Судебная реформа екатерины ii

Более удачной оказалась реформа суда при Екатерине II.

Это объясняется не только тем, что она проводилась более последовательно, чем при Петре I, но и тем, что она была созвучна с реформами Петра, которые в конечном счете создали благоприятную почву для реформирования судов. Екатерина II обнародовала первую часть Учреждения управления Российской Империей. Согласно этому документу подлежали реформированию административное устройство, административное управление и суды.

Россия делилась на губернии (наместничества), в крупных губерниях образовывались провинции как составные части губернии. В свою очередь, губернии и провинции делились на уезды. Были учреждены две ветви власти: административная и судебная, построенные на двух разных началах: административная — на единоначалии, судебная — на коллегиальности.

В судебном ведомстве гражданские дела были отделены от уголовных.В уезде действовал нижний земский суд, как суд нижней инстанции.

Сословная политика и реформы Екатерины II Великой

Найти: > > Сословные Под сословными реформами императрицы Екатерины II принято понимать комплекс мер, направленных на правовое оформление различных групп населения Российской Империи. Преимущественно, преобразования законодательства имели продворянский характер, но и купечество не было обделено вниманием.

В данной статье приводятся краткие обзоры различных законов и нововведений, затрагивающих те или иные социальные структуры общества Российской Империи, более подробная информация доступна по ссылкам.

Источник: https://kirov-sud.ru/pojavlenie-soslovnogo-suda-pri-ekaterine-2-47145/

Советский суд при екатерине 2

Сословные суды при екатерине 2

Екатерина II отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной Попытки отделить суд от администрации делались еще в работе Уложенной комиссии 1769г.

Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: -уездные судные приказы -провинциальные судные приказы — губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты — Сенат (апелляционная инстанция).

В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов.

Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян.

Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, но выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно было только путем усиления административного вмешательства.

Судебная и полицейская реформы Екатерины II.

Для каждого сословия был учрежден свой суд

Каждые три года все уездные дворяне должны были съезжаться в центральный город уезда, чтобы выбирать из своей среды местную администрацию предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей в суды, палаты и другие учреждения.

В результате дворяне каждого уезда образовали сплочённое общество, через своих представителей влиявшее на управление делами уезда.

5 Судебная реформа отнюдь не означала ослабления мощной и разветвлённой системы центрального управления: её лишь «разгрузили» от мелких текущих дел, дав сословиям (дворянам, мещанам, крестьянам) права решать их самостоятельно.

Таким образом, реформа 1775 года сделала большой шаг вперёд в разделении административных, судебных и финансовых дел Полицейская реформа: В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский».

Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов.

Основные реформы Екатерины II Великой — причины, цели, значение

Высшие административная и судебная функции по-прежнему осуществлялись Сенатом.

Дата: 18 ноября 1775 года Причины и цели:

  1. Введение выборности части административных и судейских органов, разделение их функций
  2. Предотвращение восстаний
  3. Необходимость укрепления вертикали власти
  4. Увеличение эффективности налогообложения

В результате подписания Екатериной II документа был изменен принцип административно-территориального деления губерний.

податных душ.Уезд — объединение волостей (сельские местности), 10-20 тыс. податных душ.Город — административный центр уезда.

Судебная система России в период правления Екатерины II

Пользуясь правом рассмотрения значительного круга уголовных и гражданских дел, уездный суд сам не возбуждал дело. Жалобы на приговоры и решения уездного суда подлежали рассмотрению верхним земским судом.

При уездном суде создавался специальный орган — дворянская опека, председателем которой был уездный предводитель дворянства, избиравшийся дворянством сроком на три года, а членами опеки были уездный судья и его заседатели.

Верхний земский суд создавался в каждой губернии. В состав департамента входили по пять заседателей, которые избирались сроком на три года дворянами уездов.

научная статья по теме СОВЕСТНЫЙ СУД ЕКАТЕРИНЫ II Государство и право.

Юридические науки

Вероятно, это суждение именитого историка заслуживает некоторых уточнений.

Важно заметить, что древний (первоначальный) смысл слова «conscentia» — «сознание», «осознание», или, что точнее, «по сознанию», «согласно сознанию» (согласно пониманию или, используя современный сленг, «по понятиям»).

Древнему Риму, а затем и средневековым юристам, было чуждо чисто русское представление о совести, оно обычно подразумевалось в термине «справедливость», причем эта последняя являлась плодом ума, а не сердца, как русская совесть. Справедливость у римских юристов также правосудие, юстиция (justitia).

По закону
Добавить комментарий