Правовое регулирование гражданства рф кратко

Приобретение и правовое регулирование гражданства в РФ

Правовое регулирование гражданства рф кратко

Тема гражданства в Российской Федерации на протяжении последних лет стала особо значимой. Распад СССР и необходимость создания нового гражданского института в стране, который повлияет на судьбы миллионов людей, стали интересным предметом исследования и обсуждения в обществе. Правовое регулирование гражданства РФ нужно понимать и знать о его особенностях.

Описание понятия

В несколько раз увеличился интерес к гражданству по причине того, что в стране провозгласили главные права и свободы жителя, сделали их главной ценностью.

Гражданство — звено между независимостью граждан и личной неприкосновенностью.

При этом нужно помнить о том, что в прямой зависимости друг от друга состоят не только обязанности и свободы жителя страны, но и их структура, показатель распространения и вопросы национальной безопасности.

Этот институт отвечает сразу за две функции — социальную и юридическую. С одной стороны, такая структура описана как метод сохранения главных прав человека, с другой — как защита и регулировка интересов государства. Взаимная регулировка этих двух функциональных единиц отражается в размеренной зависимости личных прав, интересов общества и государства в целом.

Особо обсуждаемой темой считается то, что институт гражданства является формой отношения лица и государства, что можно выразить в наличии правовых и государственных связей. Гражданство — главный элемент государственной независимости.

Главной функцией в этом случае является то, что с помощью такого института происходит придание государству юридически значимых особенностей не только в сфере суверенных полномочий и общих границ страны, но и тех физических лиц, которые формируют единое государство.

Главные особенности

Правовая регламентация гражданства в РФ — это целая правовая связь между отдельным физическим лицом и властью, при которой на этого отдельного гражданина накладывается юридическая ответственность и основные законы государства.

Юрисдикция может обладать равноправными интересами, обязанностями и требованиями.

В то же время на территории страны могут свободно проживать не только лица с официальным гражданством, но и иностранные лица и даже люди без официального гражданства.

Лицо приобретает гражданство не по причине его проживания в стране, а из-за наличия между ним и государством установленных связей, которые включают в себя обязанности и права, основанные на юридическом соглашении между двумя сторонами.

Свойства гражданства

Если следовать Конституции РФ, то гражданство можно описать как главную черту не только личности, проживающей на территории страны, но и как основоположение всей конституции. В соответствии со статьёй 6 Основного закона:

  1. Гражданство в РФ получается и прекращается по федеральной установке.
  2. Каждый человек, проживающий на территории страны и имеющий статус гражданина, обладает в пределах её границы всеми правами и свободами, а также выполняет определённые требования и соблюдает обязанности, которые включены в Конституцию Российской Федерации.
  3. Житель РФ с гражданством не может потерять его либо заменить на новое.

Исследование понятия гражданства было проведено многими российскими учёными-юристами (С.А. Авакъян, С. С. Кишкин) и остальными государственными деятелями.

В таких исследованиях правовая структура гражданского института может быть описана разными способами:

  • в качестве элемента правосубъективности гражданина;
  • субъективное право лица;
  • определённые правоотношения;
  • принадлежность гражданина к стране;
  • принадлежность к народу;
  • индивидуальный правовой статус человека, который описан у него наличием верховной власти по отношению к народу;
  • как общепринятое положение личности.

Учёные рассматривали два главных направления. К ним можно отнести:

  • с одной стороны, гражданский институт рассматривался посредством сравнения его с остальными, похожими друг на друга правовыми отношениями (правосубъективность, правоотношение и субъективное право);
  • с другой стороны, было выявлено стремление точно определить содержание и цели такого феномена с помощью исследования правовых последствий, которые возникают в результате признания гражданства как основы человека и его существования.

Совместно полученные данные помогают обеспечить тщательное рассмотрение понимания такого многофункционального и сложно устроенного юридического процесса.

Субъекты права

А.А. Югов считает, что гражданство — двустороннее взаимоотношения человека и государства, является сложной и тонко дифференцированной правовой связью субъектов, которая отличается по некоторым пунктам:

  • правовые отношения описаны высоким уровнем юридической ответственности, так как две стороны в этом случае обладают чётко сформированными правами и выполняют определённые обязанности;
  • такая связь является неординарной и не рядовой, а основной правовой, так как в этом случае права реализуют главные субъекты общественно-политической сферы. С одной стороны, стоит человек — высшее существо, со второй — государство, которое является доминирующим объектом политической системы. Помимо этого, такая правовая связь играет роль образования всех юридических взаимодействий государства и гражданина;
  • такое взаимодействие между жителем и государством представлено политической организацией всего общества и отдельного человека, который использует свои узаконенные права и свободы;
  • гражданство относится к личному отношению отдельного лица и государства, что доказано отсутствием коллективной формы гражданства. Оно приобретает правовую характеристику в том случае, когда персональное отношение государства к определённому человеку определено документами и постановлениями. Помимо этого, по действующему законопроекту связь может закончиться лишь по личному желанию самого человека;
  • такая связь считается взаимной и двусторонней, так как в отношениях принимают участие всегда сразу несколько субъектов — государство и индивид;
  • гражданский институт — правовая связь человека и страны в виде общерегулятивного действия, так как на их основе формируется большое количество остальных правовых коммуникаций;
  • гражданство — экстерриториальная связь лица и государства из-за того, что такая связь сохраняется даже в том случае, когда человек покидает страну;
  • является легальной правовой связью представленных субъектов. При этом используется правовое регулирование вопросов приобретения гражданства Российской Федерации. Такая связь признаётся легитимной и точной, а также полностью соответствует представленной в законодательстве;
  • такой институт является постояннодействующим правовым отношением, так как в установленном законодательстве нет никакой информации об остановке его действия;
  • такая функция описана устойчивым правовым отношением между гражданином, что описано тем, что лицо может сохранять за собой гражданство в течение всего проживания в стране, а государство не может ограничить его в правах.

Сфера политики

По основным предпосылкам гражданский институт считается политическим объектом, так как только лишь обладающая всеми полноценными правами, а также установками личность может принимать активную деятельность в политической, а также государственно-правовой деятельности.

Политическая составляющая человека в условиях подданства РФ описана прежде всего тем, что гражданство при рассмотрении в качестве отдельного явления должно всегда быть важным и неотъемлемым признаком страны. Существует такое понятие лишь при добавлении человека в систему государственно-правовых отношений в политической сфере.

Правильность такого явления подтверждена и тем, что территориальные формирования, которые не относятся к политическим группировкам, к примеру, население на отдельных территориях страны, не обладают институтом гражданства.

А также на политическое устройство гражданства указывает особенность того, что все государства, включая РФ, устанавливают в своих конституциях свободы, обязанности и политические права лишь в качестве исключительного преимущества жителей.

К примеру, в Конституции РФ в статье 32 части 2 лишь за полноценными гражданами страны закреплено право избирать кандидатов и быть избранным в орган власти и объекты местного самоуправления страны, а также принимать активное участие в референдуме.

В статье тридцать один указано, что собираться в группы (без оружия, драк и протестов), проводить собрания и различные митинги может лишь гражданин страны, в статье 33 — право подавать запросы в государственные органы и местные образования.

Особо яркая рельефная и политическая особенность гражданства (как и на территории других стран) выражается в принципах гражданства РФ, которые представлены в виде идей, которые отражают политическое отношение между гражданином и государством. В этом случае наилучшим примером станет выбор власти между принципом почвы либо принципом крови в качестве главного фактора приобретения гражданства для установления в рамках страны.

Страна, демографическая политика которой работает над увеличением населения областей и регионов, выбирает для себя принцип почвы, а страна, демографическая политика которой старается сохранить имеющееся число людей, но не увеличить его, чаще всего выбирает принцип крови.

По установленному законодательству политика России хотя и больше склоняется к принципу крови, вместе с этим в некоторых случаях, когда говорится про защиту прав и свобод детей, реализует в юридические органы признание и приобретение гражданских прав по принципу почвы.

Юридические особенности гражданства в субъективном смысле, когда субъектом гражданских отношений является индивид, находят отражение во внутренних полномочиях. К ним можно отнести:

  • неотъемлемое право индивида получить гражданство. В этом случае, согласно законодательству некоторых стран, включая Россию, разрешено обладать гражданством сразу нескольких стран. По декларации свода прав человека рекомендовано каждой стране признавать право иметь гражданство любому жителю;
  • человек может поменять своё гражданство, а также выйти из уже имеющегося (закреплено в Конституции РФ, статья шесть);
  • индивид может при наличии статуса гражданина в полной мере использовать свои свободы и права, установленные в конституции;
  • человек обладает правом получать защиту со стороны своей страны;
  • индивид может рассчитывать на покровительство своего государстве в тот момент, когда он находится за границей;
  • в статусе гражданина житель страны должен полностью выполнять все законы государства.

Ограничение свободы передвижения

А также важно рассмотреть то, что в Конституции РФ и федеральном законодательстве описываются факторы, которые могут повлиять на ограничение прав на свободу передвижения.

Нужно помнить, что ограничения могут быть наложены на жителя страны лишь на основе федерального закона. Они выдвигаются лишь в той мере, в которой это важно для безопасности конституции страны, здоровья, нравственности и интересов остальных жителей.

Если брать во внимание все описанные признаки и основные черты гражданского института, то этот процесс можно определить как главное пожизненно установленное на законном уровне и публично-властное отношение между государством и человеком, что является фундаментом для появления всех главных конституционных прав, обязанностей и интересов индивида.

Источник: https://grazhdanstvo.online/zakon/pravovoe-regulirovanie-grazhdanstva/

Введение

Правовое регулирование гражданства рф кратко

Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбы миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

Существенно возрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся не только права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание, но и вопросы национальной безопасности.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию.

С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой – как институт защиты прав и интересов государства.

Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

Актуальность избранной темы обуславливается тем, что институт гражданства является одной из форм взаимодействия лица и государства, выражающейся в наличии правовых, государственных связях между ними. Гражданство – неотъемлемый атрибут государственного суверенитета.

Главное в логическом основании института гражданства заключается в том, что посредством этого института происходит придание государству как субъекту права юридически значимых очертаний не только в области его суверенных полномочий и его территории, но и тех физических лиц, которые «составляют» государство.

Цель исследования состоит в комплексном исследовании правового регулирования института гражданства и права на свободу передвижения.

Основной задачей работы является обобщение теоретического материала, а также анализ действующего законодательства связанных с вопросами гражданства и свободы передвижения.

Кроме того, для достижения поставленных в работе целей необходимо решение следующих задач:

– Определение понятия гражданства;

– определение правового регулирования вопросов гражданства;

– раскрытие содержания права на свободу передвижения;

– характеристика условий и порядка ограничения права на свободу передвижения.

Структура работы определяется логикой построения научного исследования, ее целями и задачами. Работа включает в себя введение, две главы, содержащие по два параграфа, заключение и список используемой литературы.

Понятие гражданства

государство человек право обязанность ответственность

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

Гражданство по своей сущности есть явление политическое, так как только обладающая на основе гражданства всеми основными (конституционными) правами, свободами и обязанностями личность может активно участвовать в политической, в том числе государственно-правовой жизни общества.

Политическая сущность состояния лица в российском гражданстве проявляется прежде всего в том, что гражданство как особое правовое явление не может не считаться необходимым и неотъемлемым признаком государства по принципу «нет граждан – нет и государства» и существует как состояние включенности индивида в систему государственно-правовых отношений только в политическом сообществе, каким выступает Российская Федерация, будучи суверенным самостоятельным государством. Справедливость этого положения подтверждается и тем, что территориальные коллективы, не являющиеся политическими сообществами, например население административно-территориальных или муниципально-территориальных единиц, субъектов Федерации, не обладают таким свойством, как наличие института гражданства.

Убедительно свидетельствует о политической сущности гражданства тот факт, что все государства мира, в том числе и Российская Федерация, закрепляют в своих конституциях политические права, свободы и обязанности как принадлежащие исключительно их гражданам. Так, Конституция РФ 1993 г. в ч.

2 статьи 32 только за гражданами Российской Федерации признает право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах; в статье 31 – право собираться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; в статье 33 – право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Особенно рельефно и убедительно политическая сущность российского гражданства находит свое отражение в принципах гражданства Российской Федерации, которые представляют собой не что иное, как идеи, отражающие политическую философию взаимоотношений между государством и человеком и содержание внутренней и внешней политики государства.

Ярким примером здесь может служить выбор государством принципа «крови» или принципа «почвы» в качестве основания приобретения гражданства для закрепления в своем законодательстве о гражданстве.

Государство, демографическая политика которого направлена на увеличение численности своего населения, отдает предпочтение принципу «почвы», а государство, демографическая политика которого направлена лишь на сохранение уже имеющейся численности населения, предпочитает принцип «крови».

Действующее законодательство России, хотя и отдает предпочтение принципу «крови», вместе с тем в разумных пределах, и особенно когда речь идет о защите прав и интересов детей, включает в содержание юридических формул о признании и приобретении гражданства также и принцип «почвы».

Постоянное проживание на территории государства – наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически, институтом гражданства.

В данном правоотношении взаимными правами и обязанностями обладают как гражданин, так и государство, которое обязано защищать и охранять законные права и интересы своих граждан на собственной территории и за ее пределами, когда гражданин находится за границей.

В соответствии с Основным законом государства Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Представляется, что гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства есть такая сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны следующие особые свойства.

Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности.

Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные «фигуранты» общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой – государство как доминирующий компонент политической системы, – и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе.

В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами.

В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина.

В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта – человек и государство.

В-шестых, гражданство – это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения.

В-седьмых, гражданство – экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности.

В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы.

В-девятых, гражданство – непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления.

И наконец, в-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства.

В целом гражданство как политическая идея конституционно-правового равенства всех лиц, признаваемых гражданами данного государства; как форма включения человека в политические процессы общественной жизни, и прежде всего в механизм осуществления государственной власти; как принцип, определяющий сущность всех правовых институтов, регулирующих отношения между государством и человеком, и даже сам факт наличия этого института в государстве есть показатель уровня развития политической системы, движения общества по пути прогресса, свободы и демократии.

Вопросы гражданства относятся преимущественно к области внутригосударственного права. Поэтому гражданство является прежде всего институтом внутреннего права каждого государства.

Вместе с тем это и институт международного права, поскольку вопросы гражданства регламентируются государствами на основе не только внутреннего, но и международного права Кутафин О.Е.

«Российское гражданство» («Юристъ», 2004). Стр. 89.

Конституция РФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Вслед за Конституцией Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает (ст. 2), что вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией, международным договором Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами РФ.

В современном международном праве нормы, имеющие отношение к вопросам гражданства, содержатся главным образом во Всеобщей декларации прав человека; в Конвенции о статусе беженцев; в Конвенции о статусе апатридов; в Конвенции о гражданстве замужней женщины; в Конвенции о сокращении безгражданства; в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; в Международном пакте о гражданских и политических правах; в Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказания за него; в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают; в Итоговом документе Венской встречи 1986 г. представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания от 15 января 1989 г.; в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. и др.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливается, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст.

9), что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст.

13); что каждый человек имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15).

Что касается внутригосударственного регулирования вопросов гражданства, то, как отмечено в пункте 3 Административного регламента исполнения государственной функции по вопросам гражданства, утвержденного Приказом МИД РФ от 16.06.2008 N 7491 исполнение государственной функции по вопросам гражданства осуществляется в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации;

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. «Об утверждении Консульского устава Союза Советских Социалистических Республик» Свод законов СССР, т. 9, ст. 24;

Источник: https://studbooks.net/749063/pravo/ponyatie_pravovoe_regulirovanie_grazhdanstva_rossiyskoy_federatsii

По закону
Добавить комментарий