Правило о ё после шипящих и ц в корне слова

Буквы О и Е после Ц и шипящих

Правило о ё после шипящих и ц в корне слова

После ц под ударением, если произносится звук о, пишется буква о; без ударения пишется е, например: цóколь, цóкольный; пальтецó, огурцóм (но плáтьице, гóрцем); льстецóв (но привéрженцев); танцóр, облицóвка, образцóвый (но гля́нцевый), облицóвывать (но облицевáть).

В безударном положении о пишется после ц только в слове цокотýха (от цóкот) и в некоторых иноязычных словах, например: палáццо (дворец), скéрцо (музыкальная пьеса в оживленном, быстром темпе). Буква ё после ц не пишется.

Е после шипящих под ударением

В корнях слов после шипящих под ударением, если произносится звук о, он обычно обозначается буквой е (ё).

При образовании родственных слов или изменении слова, в этих случаях бывает чередовании е с ё, например: шёпот — шепчет, чёрточка — чертит, жёрдочка — жердь, кошёлка — кошель, щёлка — щель.

Только в небольшом количестве слов в корне после шипящих в соответствии с произношением пишется о, например: мажóрный, обжóра, прожóрливый, чóкаться, чóпорный, шóв, шóмпол, шóрты, шóрох и т. п. В этих случаях не бывает чередования о с е, например: чóпорный — чóпорность, прожóрливый — прожóрливость, шóрох — шóрохи.

1.

Следует запомнить написание слов с затемненным составом или непродуктивными суффиксами, где о или е пишется по традиции, например: 1) крыжóвник, трущóба, чащóба, трещóтка; 2) учёба (ср. учéние), решётка (ср. решéтчатый), бечёвка (ср. бечевá), дешёвый (ср. бечевá), дешёвый (ср. дешéвле).

2. Для различения на письме смысла слов буква о пишется в наречии вечóр — «вчера вечером» (в отличие от вéчер; вечёрка — «вечерняя газета»); в существительных поджóг, ожóг — в отличие от глаголов поджёг (солому) , ожёг (руку): изжóга.

3. В некоторых иноязычных словах буква о после шипящих пишется и в безударном положении, например: жокéй, жонглёр, шоколáд, шоссé, шофёр, шовини́зм.

О после шипящих под ударением

После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о:

  1. в окончаниях
    • существительных: свечóй, плащóм, вожжóй, душóй;
    • прилагательных: большóго, большóму;
  2. в суффиксах
    • существительных: -ок-, -онк-, -онок- и -он- (с беглым о): скачóк, петушóк, ручóнка, медвежóнок, княжóн (княжны);
    • прилагательных: -ов- и -он- (с беглым о): холщóвый, парчóвый, смешóн;
    • наречий: горячó, общó (но: ещё).

В остальных случаях под ударением после шипящих пишется е (ё). Сюда относятся:

  • окончания глаголов: печёшь, печёт, печём;
  • суффиксы страдательных причастий -ённ-, -ён- (а также суффикс -ён- в прилагательных, образованных от глаголов): вооружённый, вооружён; печёный;
  • суффиксы глаголов (и существительных, образованных от этих глаголов): размежёвывать (размежёвка), а также суффикс -ёр (стажёр).

(2 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Источник: https://iamlobster.ru/bukvy-o-i-e-posle-ts-i-shipyashhih/

Гласные О, Ё после шипящих в корне слова: примеры и правила написания

Правило о ё после шипящих и ц в корне слова

Для многих иностранцев, изучающих русский язык, серьезным «камнем преткновения» являются шипящие звуки.

Например, в испанском языке полностью отсутствуют звуки «ж» и «ш», поэтому имя Наташа, столь популярное в Латинской Америке, местные жители произносят как «Натача».

Но написание букв после шипящих представляет трудности и для носителей русского языка, в особенности для школьников. В школьном курсе русского языка рассматриваются многочисленные примеры на это правило.

  • Когда уместно писать О
  • Написание Ё в корне слова
  • Определение правильности написания
  • В суффиксах

Обычно детям предлагаются упражнения на тему: «Вставить пропущенные буквы и обосновать свой выбор». Но многие школьники не могут вставить правильную букву и теряются.

Почему же так происходит? Специфика шипящих «ж» и «ш» такова, что любой звук, обозначающий гласную букву и идущий после них, звучит твердо.

Например, «ё» после «ж» и «ш» звучит как «о», другого варианта произношения просто нет.

Согласно устоявшимся орфоэпическим нормам, люди произносят [жолтый], а не [ж’олтый], то же самое в словах — «пшенка», «пошел», «шепот». Поэтому для того, чтобы правильно написать гласную после твердых шипящих «ш», «ж», нельзя полагаться на слух. Нужно учить правила.

Когда уместно писать О

Это вопрос, которому посвящен отдельный раздел в курсе русского языка средней школы. Прежде всего, для правильного написания нужно выделить корень. Правило говорит о том, что «о» пишется в так называемых словарных словах, к которым нельзя подобрать проверочные с буквой «ё» в корне.

: в слове свекла где ударение?

Большинство из них — иностранные, но есть среди них и исконно русские. Вот типичные примеры:

  • Мажор (слово латинского происхождения, обозначающее «главный», «большой»).
  • Крыжовник (русское слово, которое, возможно, произошло от польского слова «крж» — «крест», из-за крестообразных листьев этого ягодного растения).
  • Обжора (исконно русское) и однокоренное к нему слово «жор» — «усиленный аппетит». Обычно слово «жор» употребляется по отношению к рыбе, которая активно клюет, и очень редко — по отношению к человеку, с иронией.
  • Имена иностранного происхождения: Жора (уменьшительное от имени Георгий, французский вариант — Жорж, английский — Джордж).

Написание Ё в корне слова

Гласная «ё» пишется в том случае, если к слову можно подобрать проверочное слово, в котором четко слышится «е». Вот хрестоматийные примеры, знакомые всем младшим школьника 3−4 классов:

  • Шепот — шепчет, шептать.
  • Шел, пришел — шедший, пришедший.
  • Желтый — желтеть.
  • Пшенка — пшено.

: как правильно писать «а также» — слитно или раздельно?

При этом следует иметь в виду, что до 1917 года правила орфографии были немного другие, поэтому в книгах, изданных до революции, и, спустя некоторое время после нее, можно встретить совершенно другое написание: «шопот», «пришол». Если фрагменты из старых книг используются в качестве учебного материала для школьников, такие слова следует помечать сноской и писать в сноске: «в соответствии со старой орфографией».

А также «ошибочное» написание гласных иногда встречается у поэтов. Например, Александр Блок в своем стихотворении «Фабрика» пишет: «В соседнем доме окна жолты».

Поэт сознательно допускает ошибку, потому что слово «желтый», написанное через букву «о», помогает наиболее точно передать неприятную обстановку в «спальном районе», где находится фабрика.

Это поэтическая вольность, намеренная орфографическая ошибка используется как средство художественной выразительности. Данную деталь необходимо учитывать при анализе стихотворения на уроках литературы.

: таблица падежей в русском языке.

Определение правильности написания

Существует еще одно важное правило написания «о» или «ё» после шипящих. Если существительное и глагол звучат одинаково, то в имени существительном пишется «о», а в глаголе «ё». Например:

  • Я получил ожог. Но: я ожёг руку кипятком.
  • Иван был арестован за поджог. Он из ревности поджег дом соседа.
  • Углежог (устаревшее название профессии).
  • Пережогин (фамилия). Но: Во время войны дедушка пережег в печке всю мебель.
  • Изжога.

Для того, чтобы ученики хорошо усвоили это правило, эффективным будет такое упражнение: составить собственные предложения с парами слов («поджог» — «поджег», «ожог» — «ожег»).

В суффиксах

И также «камнем преткновения» для школьников часто являются гласные «о» и «ё» после шипящих в суффиксах. Здесь действует простое правило: если существительное образовано от причастия, то в суффиксе пишется «ё».

Примеры: сгущенка («сгущенное молоко»), тушенка («тушеная говядина»), жженка («жженый сахар»). В остальных случаях пишется «о»: «душонка», «старушонка», «клячонка». Однако, по правилам старой орфографии, в старых книгах можно встретить написание «тушонка», «жжонка».

Это нужно учитывать при работе с книгами старого образца.

Современные правила написания «о» и «ё» после шипящих в корне слова были официально введены относительно недавно. Для того чтобы их освоить, учащимся необходима практика. Навыки, полученные на практических занятиях, должны закрепляться с помощью диктантов, самостоятельных и проверочных работ, сочинений и изложений.

: какие бывают предложения по интонации, цели и высказывании?

Для того, чтобы правильно написать «о» и «ё» после шипящих, следует вспомнить правило и соотнести его с конкретным словом. После этого необходимо сделать вывод, в соответствии с правилом, о том, какая буква подходит в данном случае.

Не стоит полагаться на слух, потому что коварные «шипящие» могут ввести в заблуждение своим твердым произношением. Кроме того, не следует забывать об особенностях старой орфографии.

Слова «шопот» и «шол» в книгах говорят не о том, что автор был неграмотный, а о том, что произведение было написано очень давно.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/glasnye-o-i-yo-posle-shipyashhih-v-korne-slova.html

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Правило о ё после шипящих и ц в корне слова

Буква “о” после шипящих под ударением пишется:

1. В суффиксах имен существительных – девчонка, старушонка

2. В суффиксах имен прилагательных – парчовый, камышовый

3. В суффиксах наречий – горячо, свежо

4. В окончаниях имён существительных – борщо́м, мячо́м

5. В окончаниях имён прилагательных – большо́й, чужо́й

Без ударения пишется буква “е”:

1. В суффиксах имён существительных – реченька, ноженька

2. В окончаниях имён существительных – овощем, тучей

3. В окончаниях имён прилагательных – хорошего, тягучего

Буква “ё” после шипящих под ударением пишется:

1. В корне слова, если удается подобрать однокоренное слово, где ё после шипящей меняется на е: чёрный – чернеет, шёпот – шепчет, кошелка – кошелёк

2. В суффиксах и окончаниях глаголов: выкорчёвывать, печёт

3. В суффиксах любых слов, образованных от глагола: тушёный, тушёнка – от тушить, копчёный – от коптить

4. В суффиксах имен существительных -ёр-: тренажёр, стажёр. Исключение: мажор

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 107, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

3 класс

Упражнение 277, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 73, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 17, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 50, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 110, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 179, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 20, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 28, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 39, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 67, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 223, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 206, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 174, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 382, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 517, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 558, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 591, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 703, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 709, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 714, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 186, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 212, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 47, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 61, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 166, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 264, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 359, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 379, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 461, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 498, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 54, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 200, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 195, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 204, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 207, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 245, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 341, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 385, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 417, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 470, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 483, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 16, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 121, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 133, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 154, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 174, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 184, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 205, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 252, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 333, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/36

По закону
Добавить комментарий