Правило морали примеры

Принципы и нормы морали, примеры

Правило морали примеры

“Нет человека, что был бы как остров”
(Джон Донн)

Общество состоит из множества индивидов, которые во многом похожи, но также чрезвычайно различны по своим устремлениям и взглядам на мир, опыту и восприятию действительности. Мораль – то, что нас объединяет, это те особые правила, принятые в людском сообществе и определяющие некий общий взгляд на категории такого плана, как добро и зло, правильно и неверно, хорошо и плохо.

Мораль определяется как нормы поведения в обществе, которые сформировались за многие века и служат для верного развития человека в нем. Сам термин происходит от латинского слова mores, которое означает принятые в обществе правила.

Черты морали

У морали, которая во многом является определяющей для регуляции жизни в обществе, есть несколько основных черт. Так, ее основополагающие требования для всех членов социума одинаковы вне зависимости от положения. Они действуют даже в тех ситуациях, которые находятся вне зоны ответственности правовых принципов и распространяются на такие сферы жизни, как творчество, наука, производство.

Нормы общественной морали, иначе говоря традиции, значимы в общении между конкретными индивидами и группами людей, позволяют “говорить на одном языке”. Правовые принципы навязаны обществу, и их невыполнение несет за собой последствия разной тяжести. Традиции и нормы морали же являются добровольными, на них каждый член социума соглашается без принуждения.

На протяжении веков моральные нормы принимали различные виды. Так, в первобытном обществе непререкаемым был такой принцип, как табу. Люди, которые провозглашались как передающие волю богов, жестко регламентировали как запрещенные действия, которые могли угрожать всему социуму.

За их нарушение неминуемо следовала суровейшая кара: смерть или изгнание, что в большинстве случаев было одним и тем же. Табу до сих пор сохранилось во многих традиционных обществах.

Здесь в качестве нормы морали примеры следующие: нельзя находиться на территории храма, если человек не принадлежит касте духовенства; нельзя иметь детей от своих родственников.

Обычай

Норма морали является не только общепринятой, в результате вывода ее какой-нибудь верхушкой, ею может быть и обычай. Он представляет собой повторяющийся порядок действий, который особенно важен для того, чтобы сохранять определенное положение в обществе.

В мусульманских странах, к примеру, больше всего чтятся именно традиции, нежели другие нормы морали. Обычаи, основанные на религиозных верованиях, в Средней Азии могут стоить жизни. Для нас, более привыкших к европейской культуре, аналогом является законодательство.

Оно имеет такое же влияние на нас, как на мусульман традиционные нормы морали. Примеры в данном случае: запрет на выпивание алкоголя, закрытая одежда у женщин.

Для нашего славянско-европейского общества обычаями является: печь блины на Масленницу, праздновать Новый год с елкой.

Среди моральных норм также выделяют традицию – порядок действий и образ поведения, который сохраняется в течение долгого времени, передаваясь из поколения в поколение. Своего рода, традиционные нормы морали, примеры. В данном случае к ним относятся: праздновать Новый год с елкой и подарками, может, в определенном месте, или ходить в баню под Новый год.

Существуют и моральные правила – те нормы общества, которые человек сознательно определяет для себя сам и придерживается этого выбора, решая, что именно для него приемлемо. Для такой нормы морали примеры в данном случае: уступать место беременным и пожилым людям, подавать руку женщине при выходе из транспорта, открывать перед женщиной дверь.

Функции морали

Одной из функций является оценивающая. Мораль рассматривает события и поступки, которые имеют место в социуме, с точки зрения их полезности или опасности для дальнейшего развития, а затем выносит свой вердикт.

Разного рода действительность оценивается в понятиях добра и зла, формируя среду, в которой каждому ее проявлению может быть дана оценка как положительная, так и отрицательная.

С помощью данной функции человек может понять свое место в мире и сформировать свою позицию.

Не менее важное значение имеет и регулирующая функция. Мораль активно влияет на сознание людей, зачастую действуя лучше, чем правовые ограничения.

С детства с помощью воспитания у каждого члена общества формируются определенные взгляды на то, что можно делать, а чего нельзя, и это помогает ему корректировать свое поведение таким образом, чтобы это было полезно для него самого и для развития в целом.

Нормы морали регулируют как внутренние воззрения человека, а значит, его поведение, так и взаимодействие между группами людей, позволяя сохранять заведенный уклад, стабильность и культуру.

Воспитательная функция морали выражается в том, что под ее воздействием человек начинает ориентироваться не только на свои потребности, но и на потребности окружающих его людей, общества в целом.

У индивида формируется сознание ценности нужд и других участников социума, что, в свою очередь, приводит ко взаимоуважению. Человек наслаждается своей свободой до тех пор, пока она не нарушает свободу других людей.

Нравственные идеалы, сходные у разных индивидов, помогают им лучше понимать друг друга и гармонично действовать вместе, положительно воздействуя на развитие каждого из них.

Мораль как результат эволюции

К основным моральным принципам любого времени существования общества можно отнести потребность совершать добрые дела и не причинять зла людям вне зависимости от того, какое положение они занимают, к какой национальности принадлежат, последователями какой религии являются.

Принципы нормы и морали становятся необходимыми, как только индивиды вступают во взаимодействие. Именно возникновение социума их и создало.

Биологи, сосредотачивающиеся на изучении эволюции, говорят о том, что в природе также существует принцип взаимной полезности, который в человеческом обществе реализуется через мораль.

Все животные, которые живут в социуме, вынуждены умерять свои эгоистические потребности для того, чтобы быть более приспособленными к дальнейшей жизни.

Многими учеными мораль рассматривается как результат социальной эволюции человеческого общества, являясь таким же естественным проявлением.

Они говорят о том, что многие принципы нормы и морали, которые являются основополагающими, сформированы с помощью естественного отбора, когда выживали только те индивиды, которые могли корректно взаимодействовать с другими.

Так, в пример приводят родительскую любовь, которая выражает необходимость оберегать потомство от всех внешних опасностей, для того чтобы обеспечить выживание вида, и запрет на инцест, который уберегает популяцию от вырождения через смешивание слишком похожих генов, что приводит к появлению слабых детей.

Гуманизм как основной принцип морали

Гуманизм является основополагающим принципом нормы общественной морали. Под ним понимают убеждение в том, что у каждого человека есть право на счастье и бесчетное множество возможностей для того, чтобы это право реализовать, и что в основе каждого общества должна лежать идея о том, что каждый его участник имеет ценность и достоин защиты и свободы.

Основная идея гуманизма может быть выражена в общеизвестном правиле: “относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе”. Другой человек в этом принципе рассматривается, как заслуживающий тех же благ, что и любой конкретный человек.

Гуманизм предполагает, что общество должно гарантировать основные права человека, такие как право на жизнь, неприкосновенность жилища и переписки, свободу вероисповедания и выбора места жительства, запрет принудительного труда.

Социум должен прилагать усилия к тому, чтобы поддерживать людей, по тем или иным причинам ограниченным в своих способностях. Способность принять таких людей отличает человеческое общество, которое не живет по законам природы с естественным отбором, обрекая на гибель недостаточно сильных.

Гуманизм также формирует возможности для человеческого счастья, вершиной которого является реализация его знаний и умений.

Гуманизм как источник общечеловеческих норм морали

Гуманизм в наше время обращает внимание общества на такие общечеловеческие проблемы, как распространение ядерного оружия, экологические угрозы, необходимость развития безотходных технологий и снижения уровня производства.

Он говорит о том, что сдерживание потребностей и вовлеченность каждого в решение проблем, которые стоят перед всем социумом, может произойти только через повышение уровня сознательности, развитие духовности.

Он образует общечеловеческие нормы морали.

Милосердие как основной принцип морали

Под милосердием понимают готовность человека помогать нуждающимся в этом людям, сострадать им, воспринимая их мучения как свои и желая облегчить их страдания.

Многие религии обращают пристальное внимание на этот моральный принцип, особенно буддизм и христианство.

Для того чтобы человек был милосерден, необходимо, чтобы у него отсутствовало разделение людей на “своих” и “чужих”, чтобы он видел в каждом “своего”.

В настоящее время большой акцент делается на том, что человеку следует активно помогать тем, кто нуждается в милосердии, причем важно, чтобы он не только оказывал практическую помощь, но и был готов поддержать морально.

Равенство как основной принцип морали

С точки зрения морали, равенство призывает к тому, чтобы поступки человека оценивались вне зависимости от его общественного положения и достатка, а с общей точки зрения, чтобы подход к человеческим поступкам был универсален. Такого рода положение дел может быть только в хорошо развитом обществе, которое достигло определенного уровня в экономическом и культурном развитии.

Альтруизм как основной принцип морали

Данный принцип морали может быть выражен в фразе “Возлюби ближнего, как самого себя”.

Альтруизм предполагает, что человек способен сделать нечто хорошее для другого человека безвозмездно, что это не будет услугой, на которую необходимо ответить, а бескорыстным порывом.

Этот моральный принцип очень важен в современном обществе, когда жизнь в больших городах отдаляет людей друг от друга, создает ощущение, что забота о ближнем без умысла невозможна.

Мораль и право

Право и мораль находятся в тесном контакте, поскольку вместе формируют правила в обществе, однако имеют ряд существенных различий. Соотношение норм права и морали позволяет выявить их различия.

Нормы права документированы и разрабатываются государством как обязательные к выполнению правила, за несоблюдение которых неминуемо следует ответственность. В качестве оценки используются категории законного и незаконного, и оценка эта является объективной, построенной на регламентирующих документах, таких как конституция и различные кодексы.

Моральные нормы и принципы более гибкие и разными людьми могут быть восприняты по-разному, также могут зависеть от ситуации. Они существуют в обществе в виде правил, которые передаются от одного человека другому и нигде не зафиксированы документально.

Нормы морали достаточно субъективны, оценка выражается через понятия “правильно” и “неправильно”, их несоблюдение в ряде случаев не может привести к более серьезным последствиям, нежели общественное порицание или просто неодобрение.

Для человека нарушение моральных принципов может привести к мукам совести.

Соотношение норм права и морали прослеживается во многих случаях. Так, моральные принципы “не убий”, “не укради” соответствуют законам, прописанными в Уголовном кодексе, о том, что покушение на человеческую жизнь и его имущество приводит к уголовной ответственности и лишению свободы.

Возможен и конфликт принципов, когда правовое нарушение – например, запрещенная в нашей стране эвтаназия, которая рассматривается как убийство человека, – может быть оправдано моральными убеждениями – человек сам не хочет жить, нет надежды на выздоровление, болезнь причиняет ему невыносимые боли.

Таким образом, различие норм права и морали выражается только в законодательстве.

Заключение

Нормы морали родились в обществе в процессе эволюции, их появление не случайно. Они нужны были раньше, чтобы содержать общество и уберегать его от внутренних конфликтов, и по-прежнему выполняют эту и другие функции, развиваясь и прогрессирую вместе с обществом. Нормы морали были и останутся неотъемлемым элементом цивилизованного общества.

Источник: https://FB.ru/article/157440/printsipyi-i-normyi-morali-primeryi

Золотое правило морали

Правило морали примеры

Чтобы глубже показать взаимосвязь морали с культурой человечества, в этом разделе будет рассказано о золотом правиле морали.

В середине первого тысячелетия до н.э. родилось так называемое золотое правило нравственности. Оно знаменовало важный поворот в духовном развитии человека.

Смысл этого правила состоит в том, чтобы каждый человек, обдумывая свои поступки, не совершал таких действий, которые нежелательны по отношению к самому себе. Скажем, если он не хочет, чтобы его убили, он не убивает сам.

Чтобы проверить, хороша ли нравственная норма, ее надо сначала испытать на себе. Чего не любишь

в другом человеке, не делай этого сам. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой.

Весьма любопытно, что золотое правило (такое название оно получило в XVIII в.) родилось одновременно и независимо в различных культурах. Став признанной нормой, золотое правило вошло не только в повседневную жизнь и культуру, но и позже и в философию, в общественное сознание в целом. В конечном итоге из золотого правила и вытекает понятие отношений норм морали и норм права.

Отношения норм морали и норм права

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им следует поступать, в каком направлении направлять свои усилия.

При отсутствии такого представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образом, человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами.

Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. В возникновении последних большую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение.

В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Так нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а что «нельзя».

Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведение ( как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения ).

Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования.

Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество при совместной деятельности людей. В результате некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными.

Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному.

Если некоторые из них ( напр. нормы этикета, повседневного поведения ) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые направляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности ( напр., государственные законы, религиозные традиции и т.д.

), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно.

Различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор «работоспособных» образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения.

Всякий раз из огромного числа вариантов возможного поведения выбираются самые «работоспособные» и удобные.

Путем проб и ошибок, в результате влияния со стороны других групп и окружающей действительности социальная общность выбирает один или несколько вариантов поведения, повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни.

На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной культурой, или обычаями. Таким образом, обычаи – это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности.

Можно выделить два типа обычаев: образцы поведения, которым следуют как примеру хорошим манер и вежливости, и образцы поведения, которым мы должны следовать, ибо они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно.

Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, называются нравственными нормами, или нравами. Следовательно, нравственные нормы – это идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.

Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно, через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки.

Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.

Процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности, называется институционализацией. Без институционализации, без социальных институтов, не одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или считая, что поступают правильно.

При такой форме подчинения у некоторых возникает искушение нарушить нравственные нормы. Подобных индивидов можно подчинить существующим нормам угрозой узаконенного наказания. Следовательно, закон – это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения.

Выполнение норм входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами ( милиция, суд и т.д.)

Чтобы лучше понять понятие морали в отношении к культуре, мы должны коротко рассмотреть понятие добра и зла.

Добро и зло – важнейшие категории морали. Добро – это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Зло – противоположность добру. От понимания зла зависит и определение добра. Многие культурологи искали ответы на вопросы, каким образом зло пришло в мир, можно и следует ли его устранить, играет ли зло какую – либо роль, а если играет, то какую?

Представители этической философии полагают, что личность не является ни доброй, ни злой. Человеческая природа такова, что человек одинаково способен и на добро и на зло. В рамках этого направления философской мысли этически ценным (добрым) признается поступок такого человека, который предпочитает злу добро в любой конкретной ситуации, но непременно по свободному выбору.

Поразмыслив над этими суждениями, Л.Н.Толстой, утверждал, что выше благо в жизни это сама жизнь.

Однако именно ценность жизни в минувшем столетии оказалась малозначимой. По всему миру полыхали и полыхают нескончаемые военные конфликты, и все новые и новые жертвы, счет которым уже, потерян.

Список используемой литературы

1. Мир культуры / основы культурологии. А.Н. Быстрова ,Из. ЮКЭА, Москва, 2002 г.

2. Поговорим о этикете. В. Трофименко, А.Волгин , Из. Московская правда, Москва, 1991 г.

3. Культурология / курс лекций. П.С.Гуревич, Из. Москва, Москва, 2003 г.

4. Рефераты по культурологии. Руденко, Из. Дашков и К, Москва, 2002 г.

Источник: https://studbooks.net/681158/kulturologiya/zolotoe_pravilo_morali

Мораль в жизни человека

Правило морали примеры

Мораль в жизни человека

15.04.2015

Снежана Иванова

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания.

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать.

Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать.

В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье.

Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек.

Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны.

В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих  сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип  гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

Источник: https://psyh.info/article/mirovozzrenie/moral-v-zhizni-cheloveka.html

Золотое правило нравственности

Правило морали примеры
Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности для всех людей. Что такое «Золотое правило» и применимо ли оно сегодня? Что значит жить по «золотому правилу»?                                                                                 Книга — Думай и Богатей !

«Золотое правило» — для всех

«Итак, во всём, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними» (Матфея 7:12).

Эти слова около двух тысяч лет назад произнёс Иисус Христос в своей знаменитой Нагорной проповеди. Многое было сказано и написано об этом простом изречении.

Оно названо «самой сутью Священного Писания», «суммарным выражением христианского долга по отношению к ближнему», «основным этическим принципом».

Изречение Иисуса стало настолько популярным, что теперь оно известно как «золотое правило».

Принцип, заложенный в основу «золотого правила», известен не только в религиях христианского мира. В той или иной степени он отражается в
иудаизме, буддизме и греческой философии.

Этот принцип упоминается в известных, особенно среди народов Дальнего Востока, изречениях Конфуция, почитаемого на востоке за святого мудреца и
великого учителя. В аналектах Конфуция — в третьей из четырёх его книг — этот принцип встречается три раза. Дважды в ответ на вопросы своих учеников Конфуций сказал: «То, чего не хочешь, чтоб делали тебе, не делай никому другому».

Третий раз этот принцип прозвучал в разговоре Конфуция с Цзыгуном, его учеником. Как-то раз Цзыгун похвастался: «Я не хочу делать другим то, чего я
не хочу, чтобы другие делали мне». «Цы, это для тебя недостижимо»,— ответил ему учитель.

Нетрудно заметить: в отличие от того, что позднее сказал Иисус, изречение Конфуция формулируется негативно. Разница между этими высказываниями в
том, что «золотое правило» Христа написано в положительном ключе, оно побуждает делать добро другим.

Только представьте, каким был бы наш мир, если бы все люди руководствовались «золотым правилом» Христа, заботились бы друг о друге и всегда были готовы протянуть руку помощи. Как бы изменилась тогда жизнь на нашей планете!

Однако, как бы ни было сформулировано это правило: негативно, или в положительном ключе, или в какой-либо другой форме,— важно то, что люди,независимо от их происхождения, независимо от того, где и когда они жили, всегда придавали огромное значение принципу, лежащему в основе

«золотого правила».

Из этого следует, что принципы, изложенные Иисусом в Нагорной проповеди,— универсальны и применимы для всех людей во все времена.

Спросите себя: хотелось бы вам, чтобы с вами обходились с уважением, искренне и беспристрастно? Хотели бы вы жить в мире, свободном от расовых предрассудков, преступности и войн? Хотели бы вы иметь семью, в которой бы каждый заботился о чувствах и благополучии другого?

Вряд ли бы кто-то отказался от такой возможности. Но, к сожалению, сегодня так живут лишь немногие. Для большинства же людей такая жизнь — это не больше чем мечта.  Читать

«Золотое правило» уже не в моде

История полна бесчеловечных, жестоких преступлений, нарушающих права невинных людей. Работорговля, нацистские лагеря смерти, принудительный
детский труд, зверский геноцид — этот список человеческих злодеяний можно продолжать ещё очень долго.  Читать

Сегодня в нашем мире высоких технологий царят безразличие и эгоизм. Мало кто старается учитывать чувства других, когда речь заходит об их собственных правах и благополучии (2 Тимофею 3:1—5).

Почему же сегодня так много эгоистичных, жестоких, бесчувственных и самолюбивых людей?  Здесь

Не потому ли, что широко известное «золотое правило» вышло из моды и отвергнуто многими как нечто невыполнимое, как моральный пережитокпрошлого? К сожалению, такая тенденция наблюдается даже среди тех, кто называет себя верующими. И, судя по всему, дух эгоизма будет всё больше

укореняться в сердцах людей.

Однако в связи с этим важно рассмотреть следующие вопросы: что значит жить по «золотому правилу»? Применимо ли оно в наши дни? Настанет ли такое
время, когда все человечество будет следовать «золотому правилу»?

«Золотое правило» применимо сегодня

Хотя автором «золотого правила» многие считают Иисуса Христа, сам он сказал: «То, чему я учу,— не моё, а того, кто меня послал» (Иоанна 7:16).  Читать

Да, всё учение Христа, включая нравственное наставление, которое позднее стало известно как «золотое правило», исходит от того, кто послал его на землю,— от Создателя человечества, Иеговы Бога. Читать

Бог желал, чтобы люди относились к другим так, как хотели бы, чтобы относились к ним. Создатель подал замечательный пример в том, что значит заботиться о благополучии других, сотворив «человека по образу Своему, по образу Божию сотворив его; мужчину и женщину сотворив их» (Бытие 1:27).  Читать

Иначе говоря, Бог в определённой мере наделил людей такими же прекрасными качествами, какими обладает он сам. Люди могли вести жизнь, полную гармонии, мира и счастья, и такая жизнь длилась бы бесконечно.

Чистая, правильно воспитанная совесть — полученный от Бога дар — служила бы им хорошим руководством, побуждая их относиться к другим так, как они хотели бы, чтобы относились к ним.  Читать

Господство эгоизма

Если история человечества имела такое прекрасное начало, что же произошло? Говоря просто, миром завладел эгоизм. Большинство людей знакомо с библейским повествованием о том, что произошло с первой человеческой парой (Бытие, глава 3).

Подстрекаемые Сатаной, противником Божьих праведных норм, Адам и Ева эгоистично отвергли Божье правление и предпочли полную независимость отсвоего Создателя. Мятеж первых людей принёс горе и страдания не только им самим, но и их будущим потомкам. Это послужило ярким свидетельством

того, к чему приводит нарушение Божьего принципа, известного как «золотое правило».

В результате «через одного человека грех вошёл в мир, а через грех — смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили» (Римлянам 5:12). Здесь

Хотя в целом люди отвергли любовь и заботу Иеговы Бога, Создатель не оставил их. Например, Иегова дал народу Израиль Закон, который служил для израильтян руководством. Закон учил их поступать с другими так, как они бы хотели, чтобы поступали с ними. В нём указывалось, как обращаться с рабами, сиротами и вдовами.  Читать

В Законе оговаривалось, какое наказание должно последовать за оскорблением, похищением людей и воровством. Правила гигиены, установленные Законом, свидетельствовали о проявлении заботы в отношении здоровья окружающих.

В Законе даже поднимались вопросы, связанные с сексом. Иегова показал, в чём состояла суть всего Закона, повелев: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Позднее эти слова процитировал Иисус Христос (Левит 19:18; Матфея 22:39, 40).

В Законе также уделялось внимание тому, как израильтянам нужно было относиться к пришельцам, жившим среди них. Закон обязывал: «Пришельца не
обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской».

Иными словами, израильтянам следовало проявлять сочувствие и доброту к тем, кто был обделён и находился в менее благоприятных обстоятельствах (Исход 23:9; Левит 19:34; Второзаконие 10:19).  Читать

Пока израильтяне преданно исполняли закон, Иегова их благословлял. Под правлением Давида и Соломона Израиль процветал, люди жили в счастье и
довольстве.

В библейском сообщении говорится: «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (3 Царств 4:20, 25).

К сожалению, мир и безопасность этого народа длились недолго. Хотя израильтяне имели Божий Закон, они уже не соблюдали его. Они пошли на поводу своего эгоизма и перестали заботиться об окружающих.

Это, наряду с вероотступничеством, принесло немало трудностей как каждому из них в отдельности, так и всему народу в целом. Наконец, в 607 году до н. э., Иегова Бог позволил вавилонянам разрушить царство Иуды, его столицу Иерусалим и даже величественный храм. Но за что?

В Библии говорится: «За то, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей её и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением» (Иеремия 25:8, 9). Какая ужасная расплата за то, что они оставили чистое поклонение Иегове!

Пример для подражания

Иисус Христос не только учил других жить по «золотому правилу», но и сам жил по нему, подавая этим великолепный пример. Он искренне заботился о благополучии других (Матфея 9:36; 14:14; Луки 5:12, 13).

Однажды, недалеко от города Наин, во время похоронной процессии Иисус заметил убитую горем вдову, оплакивающую своего единственного сына. «Увидев её, Господь сжалился над ней»,— говорится в Библии (Луки 7:11—15).

Согласно «Толковому словарю слов Ветхого и Нового Завета Вайна», выражение «сжалиться» означает «глубокое душевное побуждение». Горе этой женщины болью отозвалось в сердце Иисуса и побудило его помочь ей. Какую же неописуемую радость испытала вдова, когда Иисус воскресил юношу и «отдал его матери»!

И наконец, чтобы исполнить Божью волю и освободить человечество от рабства греха и смерти, Иисус с готовностью претерпел мучения и отдал свою жизнь в качестве выкупа. Этим Иисус подал превосходный пример в том, что значит жить по «золотому правилу» (Матфея 20:28; Иоанна 15:13; Евреям 4:15).  Читать

Те, кто живут по «золотому правилу»

Однако есть ли в наше время люди, которые руководствуются «золотым правилом» в своей жизни? Да, и они поступают так не только, когда им это удобно.

Например, в период Второй мировой войны в нацистской Германии Свидетели Иеговы сохранили верность Богу и любовь к ближним, отказавшись нарушить «золотое правило».  Читать

Тогда как всю страну захлестнула волна ненависти и расовой дискриминации по отношению к евреям, Свидетели продолжали следовать этому правилу.

Даже находясь в концлагерях, они старались заботиться об окружающих, делясь своими скудными запасами пищи с евреями и другими заключенными.

Более того, они отказывались выполнять требования нацистского правительства. Они не брали в руки оружие и не убивали людей, то есть не делали другим того, чего не желали себе. Разве могли они убивать тех, кого должны были любить, как самих себя?  Читать

За свою твердую позицию многие из них были брошены в концлагеря, а некоторые даже поплатились жизнью (Матфея 5:43—48).

Исполнение «золотого правила» проявляется ещё и в том, что в ваши руки попал этот журнал. Свидетели Иеговы понимают, что сегодня многих людей охватывает чувство безнадежности и беспомощности. Они не остаются безучастными и стремятся помочь другим обрести надежду и мудрое руководство, которое даётся в Библии. Читать

Такая деятельность — часть всемирной образовательной программы, которая получила небывалый размах. Что достигается благодаря этой деятельности?

Как записано в пророчестве Исаии 2:2—4, «многие народы» — а их более восьми миллионов по всему миру — обучаются путям Иеговы и идут по его стезе.  Здесь

Образно говоря, они «перековали мечи свои на орала и копья свои — на серпы». Да, эти люди нашли подлинный мир и безопасность в наши тяжёлые времена.

Выбор за вами

Только подумайте, сколько горя и страданий принесло человечеству нарушение «золотого правила» со дня мятежа, поднятого Сатаной Дьяволом в Эдеме. Читать

Очень скоро Иегова Бог восстановит порядок на всей земле. Как он это сделает? «Для того и был явлен Сын Бога, чтобы расстроить дела Дьявола» (1 Иоанна 3:8).

Это произойдёт при правлении Божьего Царства, находящегося в руках Иисуса Христа — того, кто учил других жить по «золотому правилу» и сам следовал ему (Псалом 36:9—11; Даниил 2:44).  Читать

Древнеизраильский царь Давид как-то сказал: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы даёт, и потомство его в благословение будет» (Псалом 36:25, 26).

Вместо того чтобы «миловать и давать взаймы», большинство людей сегодня стремятся получать и наживаться. Однако настоящие мир и безопасность
обретут лишь те, кто старается жить по «золотому правилу», ведь именно такие люди будут обильно благословлены как сейчас, так и в будущем, под правлением Божьего Царства.  Читать

Это Царство навсегда покончит на земле с эгоизмом и злом, оно заменит продажную систему власти, созданную людьми, на новый мир, которым будет
управлять Бог. Тогда каждый будет применять «золотое правило» в своей жизни (Псалом 28:11; 2 Петра 3:13).  Читать

Жизнь самый дивный дар

Здесь Библия онлайн

Источник: https://anatoliylappo.ru/i-and-the-bible/zolotoe-pravilo-nravstvennosti.html

По закону
Добавить комментарий