Правила сольфеджио интервалы

Урок №9 (ТЕМА №1.9 Строение и обращение интервалов)

Правила сольфеджио интервалы

  1. Знать разновидности интервалов.
  2. Знать количество тонов или полутонов в каждом интервале.
  3. Знать консонирующие и диссонирующие интервалы.
  4. Знать правило и закономерность обращения интервалов.

Тема очень важная и, в то же время, простая.

Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно.

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Простые интервалы

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми (за исключением особенного интервала «тритон», который, несмотря ни на что, тоже образуется в пределах одной октавы, но его не причисляют к простым).

Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Кстати, названия интервалов — это числа на латинском языке. Название интервала показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала. Приводим список всех восьми интервалов.

Слева — цифра, справа — латинское название:

Основные интервалы

Расстояние между двумя соседними нотами может быть равно как целому тону (например, между «до» и «ре»), так и полутону (например, между «ми» и «фа»).

Очевидно, что одной количественной величины не достаточно, чтобы точно определить интервал: между «до» и «ре» — секунда, между «ми» и «фа» — секунда.

Но в первом случае между звуками целый тон, а во втором — полутон. Выходит, это разные секунды?

Для того, чтобы обозначить точное расстояние между звуками, к названиям интервалов добавляют уточнения: большой/ малый/ чистый/ уменьшённый/ увеличенный,. Наша секунда может быть большой («до» — «ре» — целый тон) и малой («ми» — «фа» — полутон).

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например,: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например,: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например,: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервал от ноты до вверх

Интервал от ноты соль вверх

Интервал от ноты до вниз

Интервал от ноты ля вниз

Интервалы также называют мелодическими или гармоническими.

В ГАРМОНИЧЕСКОМ интервале звуки пишутся друг над другом и звучат одновременно.В МЕЛОДИЧЕСКОМ интервалы звуки пишутся друг над другом и звучат поочередно.
В гармонических интервалах знаки пишутся слева от всего интервала. Знак ставится напротив ноты.

Название интервала (прима, секунда…) всегда зависит только от нот и не меняется в зависимости от количества полутонов между звуками. Ноты дают название интервалу, количество полутонов уточняет интервал.

Пример: рассмотрим всё ту же секунду, ноты «до» и «ре». Итак, несколько вариантов:

«до» — «ре диез» — увеличенная секунда (полтора тона).

Энгармонически равна малой терции, но таковой не является (почему?);
«до» — «ре» — большая секунда (целый тон);
«до» — «ре бемоль», малая секунда (полутон);
«до» — «ре дубль бемоль», уменьшённая секунда (0 тонов). Энгармонически равна чистой приме, но называется секундой, поскольку «до» и «ре» — это секунда. Прима — это «до»-«до», «ре»-«ре» и т.д.

В дальнейшем вы будете использовать знания интервалов в аранжировках собственных песен, и при импровизационной игре на инструменте. Знание тональностей и последовательностей аккордов сделают вашу музыку насыщенной и разнообразной.

Обращение интервалов

Обращение интервала — перемещение звуков интервала на октаву, при котором его основание становится верхним звуком, а вершина — нижним.
Основание в интервале– это нижняя нота интервала, вершина – это верхняя нота интервала. Обращение простых интервалов (в пределах октавы) производится двумя способами: перенесением основания интервала на октаву вверх или вершины на октаву вниз.

В результате таких изменений образуется новый интервал.Есть закономерность: чистые интервалы обращаются в чистые, большие — в малые, малые — в большие, увеличенные — в уменьшённые, уменьшённые — в увеличенные.

Приведем пример: возьмём большую терцию «до-ми» и обратим её любым способом.

Сначала, основание «до» перенесём на октаву вверх, у нас получится интервал «ми-до» — малая секста. Затем попробуем поступить наоборот и перенесём вниз на октаву верхний звук «ми», в результате также получаем малую сексту «ми-до».

На картинке желтым цветом выделен звук, который остаётся на месте, а сиреневым – тот, который перемещается на октаву.

Обращение на нотном стане записывается так:

Обращение интервалов нужны для интонирования звуков. Для лучшего результата нужно пропевать построенный интервал и безошибочно попадать в ноты обращенного вида. Это тренирует слух, помогает точно подобрать интервалы, аккорды и соло в музыке.Сочетание двух мелодий, звучащих одновременно, часто изменяется путем передвижения на октаву так, что верхняя мелодия становится нижней, а нижняя — верхней. При этом все интервалы, образующиеся между мелодиями, обращаются:

Источник: https://viaandrock.ru/1-3-1-intervaly/

Правило по сольфеджио интервалы

Правила сольфеджио интервалы

МИ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук «МИ» (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит МИ минор:

  • МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ.

Ключевой знак в тональности МИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма МИ минор и ее ступени вверх:

  • МИ — I, ФА-диез — II, СОЛЬ — III, ЛЯ — IV, СИ — V, ДО — VI, РЕ -VII , МИ — I.

Гамма МИ минор и ее ступени вниз:

  • МИ -I, РЕ -VII, ДО — VI, СИ — V, ЛЯ — IV, СОЛЬ — III, ФА-диез — II, МИ — I.

Тоническое трезвучие в МИ миноре:

25. Тональность РЕ минор

РЕ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук «РЕ» (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ минор:

  • РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ.

Ключевой знак в тональности РЕ минор:

  • СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:

  • РЕ — I, МИ — II, ФА — III, СОЛЬ — IV, ЛЯ — V, СИ-бемоль — VI, ДО -VII, РЕ — I.

Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:

  • РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль — VI, ЛЯ — V, СОЛЬ — IV, ФА — III, МИ — II, РЕ — I.

Тоническое трезвучие в РЕ миноре:

26. Размер 3/4

Размер 3/4 — это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4: вниз — в сторону — вверх.

27. Размер 3/8

Размер 3/8 — это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8: вниз — в сторону — вверх.

Затакт — это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты — четверть, восьмая, две восьмые.

29. Тональность РЕ мажор

РЕ мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.

Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:

Гамма РЕ мажор и ее ступени:

  • РЕ -I, МИ — II, ФА-диез — III, СОЛЬ — IV, ЛЯ — V, СИ- VI, ДО-диез — VII, (РЕ) — I.

Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

Вводные звуки в РЕ мажоре:

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

31. Четверть с точкой в двухдольном размере

Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.

32. Фермата

Фермата — это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

33. Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков.

Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов — восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Мелодические интервалы от звука ДО вверх:

  • ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава).

Мелодические интервалы от звука до вниз:

  • ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава).

Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.

34. Главные ступени лада и их названия

Главные ступени лада — первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).

Главные ступени в тональности ДО мажор:

  • тоника — ДО(I), доминанта — СОЛЬ(V), субдоминанта — ФА(IV).

Главные ступени в тональности ЛЯ минор:

  • тоника — ЛЯ(I), доминанта — МИ(V), субдоминанта — РЕ(IV).

35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада

Устойчивые (опорные) звуки — I, III и V ступени.

Неустойчивые звуки — VII, II, IV и VI ступени.

Устойчивые звуки в ДО мажоре:

Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:

Неустойчивые звуки в ДО мажоре:

Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:

Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:

Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:

Двойное тяготение II ступени:

36. Размер 4/4

Размер 4/4 — это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

Обозначение размера 4/4:

Сильные и слабые доли в такте на 4/4:

  • первая — сильная;
  • вторая — слабая;
  • третья — относительно сильная;
  • четвертая — слабая.

Схема дирижирования на 4/4:

  • вниз — к себе — в сторону — вверх.

37. Три вида минорного лада

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный минор — минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический минор — минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор — минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

Гамма ЛЯ минор натуральная:

  • ЛЯ — СИ — ДО — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ — ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор гармоническая:

  • ЛЯ — СИ — ДО — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ-диез — ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор мелодическая:

  • ЛЯ — СИ — ДО — РЕ — МИ — ФА-диез — СОЛЬ-диез — ЛЯ.

38. Тональность СИ минор

СИ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук «СИ» (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ключевые знаки в тональности СИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана;
  • ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.

Гамма СИ минор натуральная:

  • СИ — I, ДО-диез — II, РЕ — III, МИ — IV, ФА-диез — V, СОЛЬ — VI, ЛЯ -VII , СИ — I.

Гамма СИ минор гармоническая:

  • СИ — I, ДО-диез — II, РЕ — III, МИ — IV, ФА-диез — V, СОЛЬ — VI, ЛЯ-диез -VII , СИ — I.

Гамма СИ минор мелодическая:

  • СИ — I, ДО-диез — II, РЕ — III, МИ — IV, ФА-диез — V, СОЛЬ-диез — VI, ЛЯ-диез -VII, СИ — I.

Тоническое трезвучие в СИ миноре:

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:

  • ЛЯ-диез — в СИ, ДО-диез — в СИ, ДО-диез — в РЕ, МИ — в РЕ, СОЛЬ — в ФА-диез.

39. Большая и малая секунды

Секунда — это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой, если она составляет целый тон. Секунда называется малой, если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

  • Большая секунда от звука ДО вверх — ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх — ДО-РЕ-бемоль.
  • Большая секунда от звука ДО вниз — ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз — ДО-СИ.

www.lafamire.ru

Музыкальные интервалы – первое знакомство

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

Гармонические и мелодические интервалы

Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

Роль интервалов в музыке

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше.

В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д.

А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».

Свойства интервалов

Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.

Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются).

Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале.

Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

Музыкальные интервалы – названия

Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта 6 – секста 7 – септима

8 – октава.

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д.

Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.

Интервалы в музыке – итоги

В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.

В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.

Источник: https://new-advocat.ru/pravilo-po-solfedzhio-intervaly/

Музыкальные интервалы – первое знакомство

Правила сольфеджио интервалы

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

Характерные интервалы

Правила сольфеджио интервалы
Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

определение
приложение
первая пара характерных интервалов
вторая пара характерных интервалов
разрешения характерных интервалов
метод логического поиска
таблица характерных интервалов

Определение

Характерные интервалы – это интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора:

Они образуются только при участии гармонической ступени.

Характерные интервалы – это увеличенные и уменьшенные интервалы.

К характерным интервалам относятся интервалы, которые образуются только в гармонических ладах (и при этом не встречаются в натуральных). Если не хотите завалиться на экзаменах, не относите тритон к характерным интервалам (он в натуральных ладах уже был). Поэтому:

Характерные интервалы – это уникальные интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора.

https://www.youtube.com/watch?v=Ci7FaLDheNY

Если точно, это: ув.2ум.7 и ув.5ум.4

Что в этих ладах приводит к появлению необычных интервалов?:

Гармоническая ступень в сочетании в некоторыми другими ступенями лада дает необычный интервал, это увеличенный или уменьшенный интервал, который и назвали характерным.

В мажоре гармонической будет пониженная VI ступень:

В миноре гармонической будет повышенная VII ступень:

Приложение для телефонов (планшетов)

операционная система ANDROID

Файлы:

Характерные интервалы Версия:1.1
Бесплатное приложение для телефонов и планшетов по характерным интервалам в курсе сольфеджио. Дает задания, указывает и исправляет ошибки, ставит оценки.Демо видео-ролики (как работает на телефоне)для активации требуется регистрация
 См. демо  15.05.2015   Русский   Android  3.33 MB  2128

В чем удобство данного приложения для телефона:

1. это обучающий материал у вас в кармане

2. оно работает и без наличия Интернета

3. дает задания, на выбор можно устроить себе проверку на построение характерных интервалов с разной степенью сложности (до двух, до четырех, и до шести знаков при ключе)

4. приложение показывает правильные варианты построения характерных интервалах во всех тональностях

5. приложение тестирует знания по правильности выполнения предлагаемых им заданий (во всех тональностях, и в мажорах и в минорах) и выставляет оценки

6. приложение без Интернета работает целую неделю, если хотите поменять точку старта работы, – просто активируете его в любое время

Первая пара характерных интервалов

Общая для 2-х гармонических ладов (мажора и минора) обращаемая пара характерных интервалов

В гармоническом миноре первая обращаемая пара характерных интервалов ув.2 и ее обращение – ум.7 строятся:

ув.2 – на VI ступениум.7 – на VII ступени

Первую пару найти проще:

Натуральная и гармоническая VI – VII ступени в гаммообразном движении создают
увеличенную секунду, которая придает звучанию восточный колорит:

Первый явно ощущаемый характерный интервал – и есть сама эта увеличенная секунда от VI ступени.

Так как верхний тетрахорд гармонических мажора и минора одинаковый (сравните на рисунках), этот интервал ув.2 присутствует и в мажоре, и в миноре. Он строится вверх от VI ступени.

Однако мы помним, для минора гармонической будет VII ступень (она повышена), а для мажора гармонической будет VI ступень (она понижена).

То, что создает колорит (увеличенная секунда) – есть первый характерный интервал:

Вторым характерным интервалом будет обратимая септима от этой секунды. Это будет уменьшенная септима (ум.7), и будет строиться она соответственно от VII ступени гармонического мажора и минора:

Очевидную первую пару характерных интервалов найти было просто.

На этом аналогии между мажором и минором заканчиваются, да их на самом деле и не было. Некое подобие аналогии создалась потому, что в ув.

2 участвуют и VI, и VII ступени гармонических ладов, где поочередно натуральная и гармоническая ступень меняются местами при смене мажора на минор. Поэтому характерный интервал ув.

2 строится вверх от VI ступени гармонического мажора и минора. Так запоминать удобней.

Вторая пара характерных интервалов

А вот вторая взаимно обратимая пара характерных интервалов для мажора и для минора будет строиться уже от разных ступеней.

Потому что:

Для мажора – в характерном интервале должна присутствовать VI гармоническая ступень, Для минора – в характерном интервале должна присутствовать VII гармоническая ступень.Разнящаяся для мажора и минора обращаемая пара характерных интервалов

увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4)

Для мажора:

1) на VI ступени строится ув.5 соответственно (при обращении )

2) на III ступени строится ум.4

Для минора:

1) на VII ступени строится ум.4соответственно (при обращении )

2) на III ступени строится ув.5

Разрешения характерных интервалов

Как разрешать характерные интервалы:

Все разрешения потому и есть разрешения, что разрешаются они в устойчивые ступени (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Разрешая любые интервалы, об этом нужно помнить всегда.

Поэтому гармоническая ступень всегда движется на пол тона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I).

Вторая ступень интервала: если она находится на устойчивой ступени – остается на месте, а если на не устойчивой – движется в сторону устойчивой в направлении обратном разрешению гармонической ступени. Здесь все просто: увеличенные интервалы – расширяются, уменьшенные – сужаются.

Первая пара

Первая обратимая пара разрешается одинаково для мажора и минора движением обоих , причем, по самому интервалу совместно с его разрешением невозможно определить, какой это лад мажорный или минорный (оба подойдут)

1)    ув.2 разрешается в ч.4 движением обоих наружу

2)    ум.7 разрешается в ч.5 движением обоих внутрь

Как видно из двух схемы, разницы по первой паре нет никакой, абсолютно одинаковые для мажора и минора варианты разрешения с участием одних и тех же ступеней.

Вторая пара

Вторая обратимая пара разная для мажора и минора и разрешается движением одного голоса по-разному

Мажор:

1) ув.5 (на VI ст.) разрешается в в б.6 движением нижнего голоса вниз

2) ум.4 (на III ст.) разрешается в м.3 движением верхнего голоса вниз (гармонической сексты – в доминантовый тон).

Минор:

1) ум.4 (на VII ст.)  разрешается в м.3 движением нижнего голоса вверх (гармонической септимы – в тонику).

2) ув.5 (на III ст.) разрешается в б.6 движением верхнего голоса вверх

Логический поиск характерных интервалов

Для студентов с развитым логическим мышлением, не привыкшим к зубрежке, а склонным к пониманию:
Характерные интервалы не относятся к группе хроматических интервалов, которая намного шире по количеству самих входящих в нее интервалов.

Они отечественной теоретической школой, скорее, отнесены к разряду интервалов диатонических, хотя, об этом не так часто упоминается. Это надо помнить, чтобы не запутаться и не начать изыскивать здесь какие-либо противоречия.

По теории утверждение ступени лада в статус альтерированной ступени не может использоваться для диатонической ступени. А гармонические мажор и минор признаются теоретической школой как лады диатонические.

В гармоническом же ладу гармоническая ступень – только условно альтерирована, по сути она ладовая и других ее вариантов не предполагается. Вот и вся разница. Противоречий нет, и все логически раскладывается по полочкам.

Для тех, кто очутился на экзамене с билетом в руках, не помнит материала, но имеет время на подготовку и карандаш с листком бумаги. Этого минимума достаточно, чтобы восстановить все, что забыто о характерных интервалах и выстроить самостоятельно то, что написано по этому поводу в учебниках по теории:

1)    Характерные интервалы – это интервалы, строящиеся исключительно в гармоническом мажоре и миноре. Это единственное, что нужно запомнить, чтобы найти эти интервалы логическим путем.2)    Гармоническая ступень просто обязана присутствовать в интервале.

Иначе речь будет идти об интервалах, присутствовавших в натуральных мажоре или миноре, а нам нужен характерный интервал.

3)    Все диатонические интервалы в натуральных мажоре и миноре уже есть и есть тритон. Можете проверить, лучше поверить (м.2, б.3, м.3, б.3, ч.4, ув.4, ум.5, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.

7; приму с октавой рассматривать нецелесообразно).

4)    Если все диатонические интервалы в натуральных ладах есть и есть тритоны, то для гармонических ладов нужны другие интервалы, чтобы их можно было зачислить в разряд «необычных». Эти интервалы из разряда необычных и есть характерные интервалы. Они будут как раз увеличенные или уменьшенные, но без тритонов (ув.4 и ум.5), т.к. тритоны уже есть в диатонических мажоре и миноре.

5)    Включаем метод отбора для мажора. Берем шестую пониженную (гармоническую) и начинаем строить от нее секунду, терцию, кварту, квинту, сексту и септиму, еще не зная, где будет необычный интервал.

Музыкантам нужно примерять каждый из этих интервалов к клавиатуре инструмента, за которым он лучше мыслит и может сопоставить для себя любой интервал от любой ноты в пределах октавы (90% привязаны к фортепиано).

Все эти интервалы от этого звука (VI пониженной ступени) можно на листочке выписать подряд. Даем выписку сразу в 3-х тональностях:

Критически оцениваем:

6)    Первая же секунда от VI гармонической ступени оказывается энгармонической (при измерении на клавиатуре) терцией (конечно же, это ув.2) – сразу нам подходит. Обводим ее и подписываем ув.2, а сами помним, что строится она на VI гармонической ступени (можно подписать сбоку).

Обратимая пара ее ум.7 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх. Смотрим, что строится она на VII ступени (можно подписать рядом).

7)    Проверяем далее. Терция от VI  ступени – оказывается б.3, кварта – ув.4 (нам не подходит, см. пункт 4.),

квинта – оказывается энгармонической секстой (при измерении на клавиатуре) м.6 (по факту, ув.5) – это также нам подходит (обводим ее и подписываем ув.5, с указанием, что строится она на VI гармонической ступени).

Ее обратимая пара ум.4 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх (смотрим, что строится она на III ступени, что и помечаем карандашиком).

8)    Секста – оказывается б.6, а септима – б.7, т.е. поиск завершен.

Все четыре характерных интервала для мажора мы нашли.

9)    Для самых умных: поиск можно производить, подбирая интервалы вниз, а не вверх, как мы делали, тогда придем к тем же результатам, но от обратного.

Для минора поиск характерных интервалов производится таким же методом. Предупреждаем результаты будут иными, подсказываем – получится 2 пары интервалов.

Таблица характерных интервалов

в мажоре и миноре тональностей до 7-и знаков при ключе

знаковпри ключеХарактерные интервалыв мажореХарактерные интервалыв миноре
0 знаковпри ключеДо мажор:Ля минор:
1 знакпри ключе Соль мажор:Ми минор:
Фа мажор:Ре минор:
2 знакапри ключе Ре мажор:Си минор:
Си-бемоль мажор:Соль минор:
3 знакапри ключе Ля мажор:Фа-диез минор:
Ми-бемоль мажор:До минор:
4 знакапри ключе Ми мажор:До-диез минор:
Ля-бемоль мажор:Фа минор:
5 знаковпри ключе Си мажор:Соль-диез минор:
Ре-бемоль мажор:Си-бемоль минор:
6 знаковпри ключе Фа-диез мажор:Ре-диез минор:
Соль-бемоль мажор:Ми-бемоль минор:
7 знаковпри ключе До-диез мажор:Ля-диез минор:
До-бемоль мажор:Ля-бемоль минор:

Таблица всех характерных интервалов во всех тональностях дана учащимся для проверки знаний. Ее невозможно вызубрить. Для того, чтобы разобраться с построением и разрешением характерных интервалов, – изучайте материалы, представленные непосредственно до самой таблицы.

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/characteristic-intervals

Обращение интервалов или волшебство на уроках сольфеджио

Правила сольфеджио интервалы

Обращение интервалов – это превращение одних интервала в другие путём перестановки верхнего и нижнего звука. Как известно, нижний звук интервала называется его основанием, а верхний – вершиной.

И, если, поменять местами вершину и основание, или, другими словами, попросту перевернуть интервал вверх тормашками, то в результате получится новый интервал, который и будет являться обращением первого, исходного музыкального интервала.

Как выполняются обращения интервалов?

Сначала разберём манипуляции только с простыми интервалами. Обращение выполняется путём переноса нижнего звука, то есть основания, на чистую октаву вверх, или перемещением нижнего звука интервала, то есть вершины, на октаву вниз. Результат получится один и тот же. Перемещается только один из звуков, второй звук остаётся на своём месте, его трогать не нужно.

Например, возьмём большую терцию «до-ми» и обратим её любым способом. Сначала, основание «до» перенесём на октаву вверх, у нас получится интервал «ми-до» — малая секста.

Затем попробуем поступить наоборот и перенесём вниз на октаву верхний звук «ми», в результате также получаем малую сексту «ми-до».

На картинке желтым цветом выделен звук, который остаётся на месте, а сиреневым – тот, который перемещается на октаву.

Ещё пример: дан интервал «ре-ля» (это чистая квинта, так как ступеней между звуками пять, а качественная величина – три с половиной тона). Попробуем сделать обращение этого интервала. Переносим «ре» выше – получаем «ля-ре»; или переносим «ля» ниже и тоже получаем «ля-ре». В обоих случаях чистая квинта обратилась в чистую кварту.

Кстати, путём обратных действий, можно вернуться к исходным интервалам. Так, сексту «ми-до» можно обратить в терцию «до-ми», от которой мы сначала отталкивались, ну а кварту «ля-ре» легко снова превратить в квинту «ре-ля».

О чём это говорит? Это говорит о том, что между разными интервалами есть какая-то связь, и о том, что существуют пары взаимно обращаемых интервалов. Эти интересные наблюдения легли в основу законов интервальных обращений.

Законы обращения интервалов

Мы знаем, что у любого интервала есть два измерения: количественная и качественная величина. Первая выражается в том, сколько ступеней охватывает тот или иной интервал, обозначается числом, и от неё зависит название интервала (прима, секунда, терция и другие).

Вторая указывает на то, сколько в интервале тонов или полутонов. И, благодаря ей, у интервалов появляются дополнительные уточняющие названия из слов «чистый», «малый», «большой», «увеличенный» или «уменьшённый».

Следует отметить, что оба параметра интервала меняются при обращении – и ступеневый показатель, и тоновый.

Законов-правил всего два.

Правило 1. Чистые интервалы при обращении остаются чистыми, малые превращаются в большие, а большие, наоборот, в малые, уменьшённые делаются увеличенными, ну а увеличенные интервалы, в свою очередь, уменьшёнными.

Правило 2. Примы обращаются в октавы, а октавы – в примы; секунды переходят в септимы, а септимы – в секунды; терции становятся секстами, а сексты – терциями, кварты перевоплощаются в квинты, а квинты, соответственно, в кварты.

Сумма обозначений взаимообращающихся простых интервалов равна девяти. Например, прима обозначается числом 1, октава – числом 8. 1+8=9. Секунда – 2, септима – 7, 2+7=9. Терции – 3, сексты – 6, 3+6=9. Кварты – 4, квинты – 5, вместе снова получается 9. И, если вдруг вы забыли, кто куда обращается, то просто из девятки вычитайте числовое обозначение данного вам интервала.

Давайте посмотрим действие этих законов на практике. Даны несколько интервалов: чистая прима от ре, малая терция от ми, большая секунда от до-диеза, уменьшённая септима от фа-диеза, увеличенная кварта от ре. Обратим их и выявим изменения.

Итак, после обращения чистая прима от ре превратилась в чистую октаву: тем самым находят подтверждения два момента: во-первых, чистые интервалы и после обращения остаются чистыми, а, во-вторых, прима стала октавой.

Далее, малая терция «ми-соль» после обращения явилась как большая секста «соль-ми», что снова подтверждает уже сформулированные нами законы: малое выросло в большое, терция стала секстой.

Следующий пример: большая секунда «до-диез и ре-диез» превратилась в малую септиму из тех же звуков (малое – в большое, секунда – в септиму). Аналогично и в других случаях: уменьшённое становится увеличенным и наоборот.

Проверь себя!

Предлагаем немного потренироваться для лучшего закрепления темы.

ЗАДАНИЕ: Дан ряд интервалов, нужно определить, что это за интервалы, затем мысленно (или письменно, если трудно так сразу) обратить их и сказать, во что они превратятся после обращения.

1) даны интервалы: м.2; ч.4; м.6; б.7; ч.8;

2) после обращения из м.2 получаем б.7; из ч.4 – ч.5; из м.6 – б.3; из б.7 – м.2; из ч.8 – ч.1.

[свернуть]

Источник: http://muz-teoretik.ru/obrashhenie-intervalov/

Обращение интервалов

Правила сольфеджио интервалы

Билет

5.Интервалы

ИНТЕРВАЛЫ- Одновременноеили последовательное сочетание 2 звуковназывается – интервал (с латинского«расстояние»). Если звуки интервалавзяты одновременно – это гармоническийинтервал, если последовательно –мелодический интервал.

Интервалопределяется 2 величинами: тоновой иступеневой. Тоноваявеличина– показывает количество тонов в интервалеи обозначается словами – малая, большая,чистая, увеличенная, уменьшённая.

Ступеневаявеличина– показывает количество ступеней винтервале.

Кчистым интерваламотносятся: прима, кварта, квинта, октава.Кмалым и большим интерваламотносятся: секунда, терция, секста,септима.

Нижнийзвук интервала – основание, верхний –вершина. Интервал, взятый от основанияк вершине, называется – восходящим, аот вершины к основанию – нисходящим.Интервалы, образованные в пределахоктавы называются – простые, а ширеоктавы – составными. Всего 8 простыхинтервалов:

Прима– содержит 1 ступень, повторяющуюсядважды. Если в приме 0 тонов, то она –чистая (ч1).

Секунда–содержит 2 ступени. Если секунда содержитЅ тона – то она малая (м2), если 1 тон –большая (б2)

Терция– содержит 3 ступени. В малой терции –1 Ѕ тона (м3), в большой – 2 тона (б3).

Кварта– содержит 4 ступени. Если в кварте 2 Ѕтона – она чистая (ч4), если 2 тона –уменьшённая (ум4), если 3 тона – увеличенная(ув4).

Квинта– содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 Ѕтона – она чистая (ч5), если 3 тона –уменьшённая (ум5), если 4 тона – увеличенная(ув5).

Секста– содержит 6 ступеней. Если в сексте 4тона – она малая (м6), если 4 Ѕ тона – онабольшая (б6)

Септима– содержит 7 ступеней. Если в септиме 5тонов – она малая (м7), если 5 Ѕ – большая(б7).

Октава– содержит 8 ступеней. Если в октаве 6тонов – то она чистая (ч8).

Интервалы,образованные на ступенях натуральногомажора и минора называются – диатоническими,а на ступенях гармонического мажора иминора – характерными. Все диатоническиеинтервалы делятся на – консонирующиеи диссонирующие. Консонирующиеинтервалы– звучат мягко, звуки как бы сливаютсядруг с другом. Консонирующие интервалыделятся на:

Весьмасовершенный консонанс – ч1, ч8.

Совершенныйконсонанс – ч4, ч5.

Несовершенныйконсонанс – м3, б3, м6, б6.

Диссонирующиеинтервалы– звучат резко. К ним относятся – м2,б2, м7, б7. тритоны (ув4, ум5).

Октавноеперемещение звуков интервала вверх иливниз называется – обращением интервалов.Обращение интервала можно получить 2способами:

  1. перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его вершиной интервала.

  2. перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его основанием интервала.

Суммаступеней взаимообратимых интерваловравна 8 , а сумма тонов равна 6.

Такимобразом: прима обращается в октаву,секунда – в септиму, терция – в сексту,кварта – в квинту, квинта – в кварту,секста – в терцию, септима – в секунду,октава – в приму.

При обращении интерваловчистые обращаются в чистые, малые – вбольшие, большие – в малые, увеличенные– в уменьшённые, уменьшённые – вувеличенные.

Все консонирующие интервалыобращаются в консонирующие, а диссонирующие– в диссонирующие.

ч1– ч8 ч5 – ч4

м2– б7 м6 – б3

б2– м7 б6 – м3

м3– б6 м7 – б2

б3– м6 б7 – м2

ч4– ч5 ч8 – ч1

Интервалы в ладу

Внатуральном мажоре и миноре ч1строится на всех ступенях

https://www.youtube.com/watch?v=yhjtwI0DH-A

Внатуральном мажоре: м2– на 3 и 7 ступенях, а б2– на остальных ступенях

https://www.youtube.com/watch?v=yhjtwI0DH-A

Внатуральном миноре: м2– на 2 и 5 ступенях, а б2–на остальных ступенях

https://www.youtube.com/watch?v=yhjtwI0DH-A

Внатуральном мажоре: б3– на главных ступенях лада (Т,S, D), а м3– на остальных ступенях

https://www.youtube.com/watch?v=yhjtwI0DH-A

Внатуральном миноре: б3– на 3,6,7 ступенях, а м3– на остальных ступенях

https://www.youtube.com/watch?v=yhjtwI0DH-A

Внатуральном мажоре: ч4– на всех ступенях, кроме 4 ступени –на ней ув4

Внатуральном миноре: ч4– на всех ступенях, кроме 6 – на ней ув4

Внатуральном мажоре: ч5– на всех ступенях, кроме 7 – на ней ум5.

Внатуральном миноре: ч5– на всех ступенях, кроме 2 – на ней ум5.

Внатуральном мажоре: б6– на 1, 2, 4, 5 ступенях, а м6– на остальных ступенях

https://www.youtube.com/watch?v=yhjtwI0DH-A

Внатуральном миноре: б6– на 3, 4, 6, 7 ступенях, а м6– на остальных ступенях

https://www.youtube.com/watch?v=yhjtwI0DH-A

Внатуральном мажоре: б7– на 1, 4 ступенях, а м7– на остальных ступенях

https://www.youtube.com/watch?v=yhjtwI0DH-A

Внатуральном миноре: б7– на 3, 6 ступенях, а м7– на остальных ступенях

https://www.youtube.com/watch?v=yhjtwI0DH-A

Внатуральном мажоре и миноре ч8строится на всех ступенях.

Устойчивые и неустойчивые интервалы. Разрешение неустойчивых интервалов

Всеинтервалы в ладу делятся на устойчивыеи неустойчивые. Устойчивые интервалы– это те, у которых оба звука устойчивы,т.е. входят в состав тонического трезвучия.Все устойчивые интервалы – консонирующие.

Неустойчивыеинтервалы – это те, в которых один илиоба звука являются неустойчивыми, т.е.не входят в состав тонического трезвучия.Неустойчивые интервалы могут быть –консонирующими и диссонирующими. Вседиссонирующие и неустойчивые интервалытребуют разрешения.

Разрешение интерваловпроисходит по ладовому тяготению 2способами: Если в интервале оба звуканеустойчивые – то при разрешении онипереходят в ближайшие устойчивые звуки.

Если в неустойчивом интервале один звукнеустойчивый – то при разрешенииустойчивый звук остаётся на месте, анеустойчивый переходит в ближайшийустойчивый звук.

Звукиувеличенных интервалов при разрешениирасходятся, а уменьшённых – сходятся.

Билет2

5.Трезвучия, обращения трезвучий. Основныетрезвучия лада.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6018985/

По закону
Добавить комментарий