Пособие для резьбы по дереву

Рельефная резьба по дереву для начинающих: базовые принципы

Пособие для резьбы по дереву

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы.

Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной.

В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика.

Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3).

При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Источник: https://woodschool.ru/relefnaya-rezba.html

Резьба по дереву своими руками

Пособие для резьбы по дереву

Резьба по дереву – один из наиболее древних видов декоративно-прикладного искусства, который пользуется большой популярностью у современников. Для освоения подобного ремесла необходимо овладеть многими навыками и знаниями.

В частности, изучить свойства материала и техники обработки древесины, опробовать стамески, лобзики, ножи, чеканы и другие инструменты. Постоянная практика и творческий подход к работе отточат стиль и навыки мастера.

Если вас интересуют резьба по дереву своими руками, основные правила обработки материала и популярные техники создания узоров, то данная статья раскроет секреты. Она предложена специально для тех, кто задаётся вопросом: с чего начать?

Общая информация

Как называется резьба по дереву? Ещё на Руси до XV века подобный вид ремесла именовали просто – резное дело. Уже тогда зародились популярные техники обработки материала, применяемые современниками. Какие бывают виды резьбы по дереву, которые не потеряли актуальности в наше время? К ним относят:

  • сквозную резьбу (пропильную и прорезную);
  • глухую, включая все виды плосковыемчатой и рельефной;
  • скульптурную;
  • домовую, которая используется в архитектурном деле. 

Как делается резьба по дереву? Всё зависит от выбранной техники исполнения. Она определяет инструменты, используемые мастером, а также виды древесины, которые желательно применять.

Плосковыемчатая резьба – оптимальный стиль для новичков

Подобная техника считается самой популярной у людей, которые только знакомятся с прикладным искусством. Выбирая плосковыемчатый стиль, мастер создаёт заглубления в виде узоров по всей поверхности доски. В результате этого образуется фон с декоративными элементами (витейками, цепочками, ромбами, звёздочками и т. д.).

Какая бывает резьба по дереву, если новичок решает работать в плосковыемчатом стиле? Существует несколько техник, к которым относят:

  1. Контурную резьбу. Один из самых простых вариантов обработки дерева. Единственным элементом в такой технике считается канавка. Это желобок полукруглой или треугольной формы (исходя из типа стамески), который вырезают на доске ниже основного фона.
  2. Скобчатую технику. Ключевым элементом в таком стиле является скоба – полукруглый желобок на деревянном фоне. Его исполняют стамеской: изначально инструмент углубляют в доску, а затем под углом вырезают материал на минимальном расстоянии от первой канавки.
  3. Геометрическую технику. Что можно сделать по резьбе по дереву, выбирая этот стиль? Множество узоров, например, цепочки, ромбы, розетки, звёздочки, соты. Геометрическая техника отличается богатством орнаментов, которые просты в исполнении. Для их создания используют стамески, ножи-косяки и другие инструменты, которыми надкалывают материал, добиваясь нужного узора.

Как научиться резьбе по дереву, если работать в плосковыемчатом стиле? Главное – нанести чёткий контур орнамента на материал с помощью карандаша. Только после этого можно приступать к работе с древесиной, используя инструкцию для начинающих.

Рельефная резьба – новый уровень мастерства

Это более сложная в исполнении техника, которую часто используют в прикладном искусстве из-за разнообразия узоров. Основным элементом в такой технике является желобок. Однако его бороздки заоваливают с разной степенью крутизны (в одних случаях более резко, в других – отлого). За счёт этого элементы проступают над фоном на высоте 5–7 см.

Рельефный стиль применяют для украшения мебели, стен, а также при оформлении панно. Что нужно для работы в такой технике, какие инструменты? В основном мастера используют прямые и полукруглые стамески, клюкарзы, церазики и т. д.

Для освоения других стилей, например, скульптурного или сквозного, требуется больше навыков. Поэтому новички изучают эти техники после овладения более простыми видами обработки древесины.

Основные этапы работы

Начинающим резьбу по дереву необходимо приобрести:

  • учебное пособие, описывающее способы обработки материалов;
  • древесину;
  • перочинный нож (при отсутствии стандартной стамески);
  • линейку с карандашом;
  • нож-косяк.

Как сделать резьбу на дереве при наличии подобного инвентаря? К работе следует приступать после тщательной подготовки. Она включает:

  1. Изучение литературы. Из пособия новички узнают о популярных в ремесле инструментах, о древесине и методах её обработки.
  2. Выбор ножей. Изначально новичкам, которые выбрали резьбу как хобби, понадобится элементарный инструмент. Достаточно приобрести острый перочинный ножик и нож-косяк. Далее для работы необходимо использовать стамески и резцы.
  3. Выбор места. Резьба по дереву своими руками на первых этапах может проводиться дома. При освоении сложных стилей, например, скульптурного или сквозного, работу лучше перенести в отдельное помещение.
  4. Выбор материала. Новичкам рекомендуется подбирать мягкую древесину, например, ольху, липу, берёзу, осину. Такие материалы легко поддаются резке, на них можно создавать узоры любой сложности.
  5. Выбор техники. Наиболее простой в освоении считается трёхгранно-выемчатая резьба (геометрическая). Её проводят в два этапа: накалывая древесину, а затем подрезая.

С чего начать работу? Можно вырезать элементарный треугольник. Для этого следует нанести контур фигуры на древесину, затем поставить точку в её серединке.

Далее в это место вставляют нож, размещая рукоятку перпендикулярно рабочей поверхности. Пятку инструмента направляют к любой вершине фигуры, усиленно прижимая её к доске.

Желательно, чтобы лезвие врезалось в рабочую поверхность на глубину 2–3 мм.

После этого от средней точки рисунка необходимо наколоть древесину в направлении двух оставшихся вершин фигуры. В процессе важно прокручивать не доску, а лезвие.

Далее наступает этап подрезки, при котором инструмент удерживают под углом в 30 градусов. Им проводят по стороне треугольника, углубляясь в поверхность древесины.

При правильно проведённой подрезке материал отслаивается от доски, образуя пирамидку с тремя гранями.

Профессиональная работа

Такое прикладное искусство завораживает красотой и многообразием форм. Однако оно сложно в освоении.

Наши мастера оказывают профессиональные услуги резьбы по дереву, создавая оригинальные изделия любой сложности.

Выбирая «Русский Бондарь», каждый клиент сможет стать обладателем эксклюзивных сувениров и уникальной мебели, оформленных в лучших традициях резного искусства.

Источник: http://rus-bondar.ru/news/rezba-po-derevu-svoimi-rukami.html

Инструменты для резьбы по дереву — что нужно начинающему?

Пособие для резьбы по дереву

Все начинающие резчики спрашивают: «Какие инструменты необходимы мне в первую оче­редь?» Сначала нам понадобится небольшое чис­ло инструментов. Вместо того чтобы покупать полный набор резчицких принадлежностей, при­обретайте инструменты по мере необходимо­сти.

Обычно при покупке набора вы не экономи­те ни копейки, зато всегда остаются вещи, кото­рые вам почти не понадобятся.

Приобретайте инструменты максимально лучшего качества, которое вы можете себе позволить; хорошие, острые инструменты из высокоуглеродистой стали прослужат вам долго и сэкономят деньги.

Ножи

Вам понадобится хороший нож — тот, которым будет удобно работать. Существует три вида но­жей — со складным лезвием (карманный нож), с фиксированным лезвием и ножи со сменным лезвием. Я предпочитаю использовать ножи с фиксированным лезвием, потому что они наибо­лее безопасны. Ножи также различаются по форме лезвия и типу стали.

Рекомендую лезвие из высокоуглеродистой стали с твердостью от 55 до 60 RC — оно сохранит остроту дольше, чем лезвие из нержавеющей или низкоуглеродистой стати. Для отделки и создания формы я исполь­зую лезвие толщиной 4 мм и длиной от 3,8 до 5,1 см.

Нож с более узким и коротким лезвием лучше подойдет для проработки деталей. Некоторые резчики предпочитают ножи со сменным лезвием, поскольку в этом случае вме­сто заточки ножа достаточно просто поменять лезвие. Еще одно достоинство состоит в том.

что ручка такого ножа может использоваться с небольшими стамесками.

Стамески

Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кри­визна, тем цифра больше. Так, стамеска с номе­ром 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму.

Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древеси­ны, чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке.

Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, харак­теризуется широким диапазоном — от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стаме­ски с углом от 60 до 70 градусов.

При выборе стамески обращайте внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на пол, когда вы положите его на стол. Иначе вам посто­янно придётся чинить лезвие.

Выбирая стамеску, имейте также в виду размер и тип резьбы, которую вы хотите выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески разме­ром с ладонь, а для мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками.

Пилы

Резчики используют пилы самого разного типа в зависимости от задачи, но чаще всего применя­ется лучковая пила («змейка»).

Она включает в себя сменное лезвие из высокоуглеродистой стали, закрепленное на стальной раме с ручкой. Лучковая пила может быть использована для изображения узких изогнутых линий, хотя требуется изрядное терпение, чтобы предотвратить лезвие от поломки или деформации. Пила также применяется для удаления лишней древесины.

Специальные инструменты

Скобель применяется для снятия коры и для бы­строго грубого удаления лишней древесины, как, например, в работе над мебелью. Ложечный нож имеет обоюдоострое круглое лезвие, иде­альное при изготовлении ложек, чашек или ма­сок.

Абразивы

Напильники и рашпили быстро и гладко удаляют лишнее дерево. Они отличаются характером поверхности, которая может быть грубой, средней или относительно гладкой. Инструменты пло­ской, полукруглой или круглой формы всегда ис­пользуйте с ручкой.

Напильники и рашпили типа riffler имеют зубья с двух концов и разнообраз­ную форму. Их используют для проникновения в труднодоступные места и удаления мелких ще­пок. Инструменты с шершавой поверхностью применяют для зачистки небольших участков.

Гибкая шлифовальная лента удобна при работе с изогнутой поверхностью. Шлифовальные цилин­дры в составе ручной дрели или пресса незаме­нимы при окончательной отделке.

Инструменты для полировки различаются фактурой поверхно­сти и характером материала, отвечая самым раз­ным запросам.

Наждачную бумагу применяйте только по завершении работы, иначе частички абразива застрянут в дереве и ваши инструмен­ты быстро затупятся.

Электрические инструменты

Когда вы начнете мастерить заготовки самосто­ятельно, вам будет необходима ленточная пила. Огромный выбор лезвий позволит с легкостью выполнить самые трудные надрезы, далеко пре­восходя всё, что можно сделать при помощи луч­ковой пилы.

Ажурная пила поможет обработать внутреннюю поверхность, но ей по зубам не вся­кое дерево. Ленточные и дисковые шлифоваль­ные инструменты хороши как при отделке, так и при удалении коры.

Многие резчики используют вращательные инструменты с широким диапазо­ном головок для обработки деталей, например, перьев. Существуют ручные шлифовальные ап­параты и маленькие высокоскоростные резчиц­кие станки.

Также есть но крайней мере четыре типа электрических стамесок с возвратно-посту­пательным движением, позволяющим получать удовольствие от резьбы страдающим артритом и людям с «теннисным локтем».

Укрепляющие приспособления

Если вы держите заготовку в тисках, подберите такой инструмент, чтобы он не оставлял следы на изделии (или вставьте какой-либо материал в промежуток между изделием и тисками). Для прикрепления заготовки к верстаку я часто ис­пользую шестимиллиметровый глухарь и крыльчатую гайку. Если вы новичок, можно надеть перчатку из стальной проволоки, чтобы защи­тить руку.

У меня есть один старый друг, тоже резчик, который надевает тяжелый кожаный фартук, когда работает в направлении к груди. При отделке или окрашивании изделия можно использовать шило или красящую палочку.

ОПОРА

Чтобы заготовка лучше держалась, когда вы ре­жете дерево пилой-«змейкой», советую исполь­зовать опору — обычную доску, поддерживаю­щую древесину во время выпиливания. Просто прикрепите ее к верстаку или столу и держите пилу вертикально в V-образной части, когда об­рабатываете заготовку.

ВЕРСТАЧНЫЕ ТИСКИ

Если вы планируете заняться рельефной резьбой, советую вам также изготовить простые верстач­ные тиски. Одна клемма удержи­вает тиски снизу в неподвижном положении, тогда как угол, образованный двумя другими сверху, не позволяет вашему изделию или заготовке вы­скользнуть из рук во время работы. Укрепите верстачные тиски на рабочей поверхности.

Дополнительные приспособления

Электрические инструменты для выжигания мо­гут быть использованы при окрашивании изде­лия, придании фактуры, а также для подписи ра­боты. При этом вам понадобятся маска от пыли и пылесос.

Также необходимы инструменты ху­дожника и различные щеточки, если вы хотите покрыть изделие краской или лаком. Для перене­сения узора на заготовку советую использовать кальку или копировку.

При выполнении тонкой обработки деталей необходим хороший источ­ник света и увеличительное устройство.

Уход за инструментами

Следует периодически осматривать ваши инст­рументы, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, по­траченное на заточку.

ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ

Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанав­ливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему прав­ки; каждый нашел свою процедуру, удобную лич­но для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи — электрические приспо­собления.

Первым делом следует заточить лезвие при по­мощи мелкозернистого абразива, например ал­мазной крошки или наждачной бумаги. Сначала обрабатывается одна сторона до появления на металле заусенцев, затем другая.

На следующем этапе правки устраняются неровности поверхно­сти, возникшие вначале. В заключение следует специальным составом отшлифовать лезвие до зеркального блеска, сокращая трение между лез­вием и деревом.

Как определить, является ли лезвие достаточно острым? Возьмите кусок ненужного дерева и проведите ножом поперек волокон. Если оста­нется ровный след, то лезвие острое. Если во­локна торчат в разные стороны и след грубый, то нужно поточить лезвие еще.

Режущие инструменты

Нож (желательно с фиксированным лезвием)

Четыре прямые стамески (достаточно размером с ладонь)

№ 3 отлогая стамеска шириной 1/2 (1,3 см)

№ 7 полукруглая стамеска шириной 1/2 (1,3 см) № 11 крутая стамеска шириной 1/4 (6 мм)

№ 12 стамеска-уголок шириной 1/4 (6 мм)

Чертежные принадлежности и инструменты для нанесения узора

Копировальный аппарат (МФУ)

Лучковая пила («змейка»)

Опора (см. выше)

Чертежные принадлежности

Карандаш

Линейка

Циркуль

Калька

Копировальная бумага

Инструменты и материалы для шлифовки

Наждачная бумага (зернистость от 150 до 400)

Абразивы с тканевым задником

Открытые абразивы

Гибкие пластиковые подушечки (серые и белые)

Материалы для крепления (что-нибудь одно как минимум)

Верстачные тиски (см. выше)

С-зажим

Тиски

Глухарь

Резиновая подушечка для резьбы

Отделочные материалы

Кусок материи

Древесный клей

Проникающий или поверхностный полировоч­ный материал (по желанию)

Обеспечение безопасности

Бинты

Специальная перчатка

Пальцезащитная лента

Оцени, пожалуйста, этот пост: (3 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: http://iz-dereva-svoimi-rukami.ru/instrumenty-dlya-rezby-po-derevu-chto-nuzhno-nachinayushhemu/

Пособие для резьбы по дереву

Пособие для резьбы по дереву

Данное учебное пособие — настольная книга и путеводитель резчика по дереву в стиле «Татьянка».

Оно адресовано в первую очередь преподавателям технологии, изобразительного искусства в школах, мастерам народных художественных промыслов — всем тем, кто хотел бы вести уроки резьбы «Татьянка», а также любителям мастерить своими руками: мужчинам и женщинам, пенсионерам и инвалидам, детям и взрослым, — всем людям вне зависимости от их возраста и физических способностей.

  • Резьба «Татьянка» — новый этап развития мировой резьбы по дереву
  • Стадии резьбы по дереву «Татьянка»
  • Что такое Техно
  • Многообразие форм и применения
  • Рынок сувениров в России
  • Требования, предъявляемые к резному сувениру
  • Ремесло, работа, досуг
  • Резьба «Татьянка» — новый вид искусства
  • Рецензия на учебное пособие
  • О системе учебных досок
  • Мастерская
  • Подготовка учебной доски к работе
  • Хранение учебной доски
  • Влажность
  • Знакомство с инструментом
  • Приемы удерживания ножа
  • Приемы удерживания стамески
  • Техника безопасности при резьбе
  • Неправильные положения стамески
  • Резьба с давлением
  • Техно «Ивушка» (Выполнение учебной доски, Истоки, Композиционные разборы)
  • Что нужно знать при изготовлении изделия
  • Разделочные доски
  • Круглые шкатулки
  • Вырезание на сферических поверхностях
  • Резьба на браслетах
  • Прямоугольные шкатулки
  • Из опыта: Многократное повторение изделий
  • Русский сувенир
  • Техно «Вьюнок» (Выполнение доски, Истоки, Композиционные разборы изделий)
  • Техно «Муравка» (Выполнение доски, Практика, Композиционные разборы, Истоки)
  • Из опыта: Чистота в резьбе
  • Из опыта: Не режьте глубоко
  • Техно «Чешуйки» (Выполнение доски, Композиционные разборы, Истоки)
  • Из опыта: Угол наклона
  • Из опыта: Реакция организма
  • Техно «Ромашки», начало (Выполнение доски, Композиционные разборы, Истоки)
  • Вырезаем шкатулку с цветком
  • Техно «Альпийская роза» (Выполнение доски, Композиционные разборы, Истоки)
  • Из опыта: Стратегия и тактика процесса резьбы
  • Выбор и заготовка древесины
  • Тилия кордата (о липе)
  • Каталог заготовок
  • Категории резцов
  • Происхождение инструмента
  • Выбор инструмента
  • Уход за инструментом
  • Рекомендации по срезанию дерева
  • Правка инструмента
  • Каталог инструмента
  • Рисунок
  • Композиция
  • Ассоциации
  • Инструкция по созданию резного произведения
  • Пластика
  • Анималистика
  • Отделка
  • Сканерография
  • Фотография
  • Гербарий
  • Истоки резьбы в России
  • Стили резьбы
  • Мировой опыт
  • Словарь терминов
  • Авторский центр «Татьянка»

Необходимо отметить, что пошагово освещается выполнение только новых элементов, а вариации уже изученных оставлены для самостоятельной работы. Таким образом, создается гибкая схема освоения резьбы, включающая в себя систему повторений и постепенного овладения новым.

Данное учебное пособие — продолжение серии ”Высшая школа резьбы по дереву”, объединяющей книги и самоучители по художественной обработке дерева.

Книга предназначена как для самостоятельного освоения практических навыков резьбы по дереву, так и для занятий в группе, например, на уроках технологии в школе.

Пособие будет интересно как читателю, приобщающемуся к увлекательному искусству резьбы по дереву, так и опытному мастеру, открытому для новых идей и вдохновения.

Выполнение резьбы изложено в самоучителе поэтапно, шаг за шагом, и сопровождается детальным описанием, необходимыми рисунками, фотографиями и пояснениями. Самоучитель включает все необходимые сведения о древесине, инструменте, технике безопасности, рисунке и других аспектах работы резчика.

Эта информация создает четкую, стройную теоретическую базу, достаточную для перехода непосредственно к практике резьбы по дереву и для дальнейшего создания полноцен ных изделий.

При этом читатель, серьезно увлекшийся художественной обработкой древесины, может продолжить самообразование за счет дополнительных материалов.

Книгу, которую вы сейчас держите в руках, можно назвать учебником, самоучителем, пособием, но я бы предпочел другое название — путеводитель первооткрывателя.

Звучит странно? Возможно, но это словосочетание кажется мне наиболее метким определением главной идеи всей книги, ее квинтессенцией.

Ведь именно первооткрывателями мы с вами сейчас и являемся, делая первые шаги и создавая первые изделия в новом виде резьбы, для которого выбрано тоже непростое название — «Россиянка».

Не исключаю, что кому-то оно может показаться претенциозным. Действительно, «Россиянка» звучит громко и многозначительно. Однако такой выбор объясняется иначе. Это название — емкое посвящение женщинам. Именно благодаря их активному участию эта резьба — красивая, светлая, легкая, по-женски причудливая и одновременно по-русски простая и открытая — и была создана.

Ее особенности мы будем постепенно раскрывать на страницах данного издания. Перед дальновидным читателем откроется безграничный потенциал и широчайшие возможность для самореализации посредством простых отдельных приемов, из совокупности которых и рождается «новое измерение» в резьбе.

По сравнению с другими видами резьбы «Россиянка» — совсем юное создание. Изделий, выполненных по этой технологии, единицы, и пока что все хранятся в нашей музейной коллекции.

Мы с вами стоим у самых истоков, в самом начале долгого пути, но уже сейчас можно оценить тот огромный потенциал, что скрывается в этой резьбе. Впереди — безграничные дали и просторы.

Мы покажем основы, чтобы сообщить необходимый импульс вашей творческой мысли, которую вы сможете реализовать, используя нашу технику и следуя шаг за шагом за нашим путеводителем.

256 страниц. Тысячи цветных иллюстраций — фотографий и подробных схем.

От автора
Пролог

ВВЕДЕНИЕ Дерево Инструмент Рабочее место Положения рук Техника безопасности Рекомендации

Чертеж

ТРЕУГОЛЬНИКИ Первая серия

Вторая серия

КВАДРАТЫ Первая серия Вторая серия Третья серия

Четвертая серия

ШЕСТИГРАННИКИ Первая серия Вторая серия

Третья серия

ПРАКТИКА
Деревянный браслет

Шкатулка Деревянное яйцо Вазочка Пасхальный набор

Шкатулка 6 x 6 х 6 см

ДОПОЛНЕНИЯ Каталог рисунков и фотографий Интернет-магазин Каталог инструмента

Посвящение

Книга Том 3, Татьянка учебное пособие по резьбе по дереву, резьба по дереву для начинающих и профи

Описание товара: В третьем томе учебного пособия вы найдете продолжение изложения технологии резьбы по дереву “Татьянка”. Думается, что, читая первый том, вы уже заметили положительные отличия наших пособий по резьбе от книг других авторов.

Мы поставили перед собой цель создать общедоступный учебник-самоучитель, справочное пособие по резьбе по дереву. Судя по работам, вырезанным читателями заочно по книге, эта цель нами достигнута: резьба в большинстве своем сделана на том же уровне, что и выполненная учениками под руководством преподавателя в нашем центре.

Вспоминаются слова студента одного из московских вузов (дословно): – “Это волшебная книга!” Такие результаты нас порадовали. Но в то же время и озадачили на годы вперед: воодушевленные, мы принялись за реализацию новых и не менее амбициозных идей и проектов, так что ожидайте выпуск следующих томов учебного пособия и наших новых изданий.

Разумеется, мы будем переиздавать уже вышедшие книги и журналы, причем с каждым разом мы постараемся улучшать их, добавляя новое и переосмысляя старое.

Первые тома учебного пособия в основном содержат техно с условно-растительными, учебными элементами, а в дальнейшем резьба постепенно станет сложнее, живее и более приближенной к природе, реалистичнее.

Подразумевается, что читатель к этому времени, освоив одну техно за другой, приобретет хорошие навыки резьбы, сможет практически виртуозно пользоваться инструментом, накопит достаточный опыт в рисовании и лепке и будет полон знаний о мире живой природы.

В итоге, хочется надеяться, он будет готов осваивать более сложные техно. Какие именно? Вы уже видели некоторые из них на страницах книг и обложках журналов “Татьянка”.

Обращение к пытливому читателю, Рецензия на учебное пособие, Резчик и панно, Заочное обучение, Подготовка к резьбе, Техно “Остролист” (Общие сведения, Первая доска, Вторая доска, Третья доска, Композиционные разборы изделий), Практика (Круглая шкатулка “Земляничка”, Кубышка, Прямоугольная шкатулка), Техно “Ветка” (Изображение ветки, Истоки, Учебная доска, Ошибки, Композиционные разборы изделий, Очередность выполнения доски) Разбор шкатулки, или как не надо делать, Техно “Фиалки” (Общие сведения, Мифы и легенды, Подготовка к работе, Учебная доска “Фиалки”, Композиционные разборы изделий), Техно “Березка” (Подготовка к работе, Учебная доска, Композиционные разборы изделий), Техно “Малинка” (Общие сведения, Подготовка к работе, Учебная доска, Композиционные разборы изделий), Техно “Ромашки” – продолжение (Общие сведения, Истоки, Маленькая ромашка, Простая астра, Сложная астра, Вероника, Кувшинка, Цинния, Хризантема, Подсолнух, Композиционные разборы изделий), Хохломской орнамент (Разделочная доска, Ваза), 100 изделий одним взглядом, Вариации техно (Техно “Чешуйки” – Кольчужка, Техно “Ивушка” – Простая плетенка), Композиция из лапчатки, Техника безопасности (Рабочая одежда, Травмоопасность, Работа обеими руками), “Татьянка” и другие породы дерева, Осина (Популус тремула), Береза (Бетула пендула), Заточка инструмента, Семейства стамесок, Разновидности ножей, Нож-косяк, Рисунок (Рисунок с натуры, Светотень, Рисунок и память), Композиция (Смысловой центр композиции, Перспектива в композиции, Композиция в техно “Ивушка”, Композиция для резьбы), Анималистика (Вырезаем улитку, Вырезаем муху, Вырезаем рыб), Пластика (Врожденное чувство объема, Березовая веточка), Реализм в искусстве, Панно с совой и бурундуком, Кисть и аэрограф, Марьины ложки.

Ш. Сасыков «Художественная резьба по дереву «Татьянка» Учебное пособие.» АНО «Татьянка», 2005 год, 240 стр., ил., (15,3 мб djvu)

Данная книга написана как учебное пособие для выполнения резных работ по дереву в стиле «Татьянка». Она предназначена как пособие по технологии представляемого стиля резьбы в первую очередь преподавателям прикладного искусства в училищах, а также мастерам индивидуально практикующим обработкой древесины и любителям делать поделки своими руками.

Самоучитель выполнен в виде практического учебного пособия, где необходимо не только чтение в теории, но и закрепление пройденного материала путем практических занятий, что и даст необходимый эффект в обучении. Автор по возможности охватил все вопросы которые могут возникнуть у начинающего резчика.

Книга самодостаточна и содержит все необходимые сведения для ведения резных работ в представленном технологическом стиле, без необходимости прибегать к другим источникам по данной теме. Однако это не значит, что другие книги по резьбе не стоят внимания. Данная книга посвящена только резьбе в стиле «Татьянка».

Татьянка. Художественная резьба по дереву. Учебное пособие. Шамиль Сасыков. 2005

Принцип строения самоучителя не «посмотрите, как можно освоить резьбу», а «давайте вместе с нами попробуем открыть удивительный мир резьбы путем проб и ошибок».

Уроки резьбы и практические занятия изложены в самоучителе подробно, детально, шаг за шагом, с необходимыми рисунками, фотографиями и пояснениями.

Автор старался предусмотреть и ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у читателя, самостоятельно постигающего азы резьбы по дереву.

Необходимо отметить, что пошагово освещается выполнение только новых элементов, а вариации уже изученных оставлены для самостоятельной работы.

В пособии автором воплощен новаторский метод изложения курса резьбы. В одном издании резчику даются все сведения, необходимые для его образования: основы рисунка, построения композиции и перспективы, пластики, история искусства и традиций народных художественных промыслов как в России, так и за рубежом, не только их богатое прошлое, но и современное состояние.

резьба по дереву

Источник: https://dobroedeloufa.ru/nashi-stati/posobie-dlja-rezby-po-derevu/

Резьба по дереву для начинающих: виды, инструменты и материалы, 80 эскизов, мастер-классы и видео-уроки – попробуйте себя!

Пособие для резьбы по дереву

Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.

Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.

Татьяна Боева из Камчатки

О резьбе по дереву для начинающих

Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.

В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.

Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.

Панно

Разделочные доски

Деревянные иконы

Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы. Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.

А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.

Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:

Стильные двери:

Восхитительные статуэтки ручной работы:

Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.

Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.

к оглавлению ↑

Виды резьбы по дереву

Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.

Геометрическая резьба по дереву это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).

Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.

Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.

Резьба в стиле Барроко – это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.

Кудринская резьба возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.

Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. Богородская резьба – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.

Скандинавская резьба чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.

Контурная резьба – самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.

Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.

к оглавлению ↑

Что можно украсить резьбой?

Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.

Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.

к оглавлению ↑

Выбираем инструменты для резьбы по дереву

Как и в каждом деле, в резьбе по дереву есть свои секреты, нюансы, что позволяют раскрыть красоту древесины в чудесном орнаменте. Необходимо подобрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, что будут воплощаться в виде рисунков, каймы, кружев или жанровых сценок.

Очень высокие требования предъявляются к качеству инструментов для резьбы. Конечно, мастерство играет важную роль, но хорошо подобранные и наточенные инструменты помогут воплотить в жизнь вашу задумку. Опытные резчики по первому взгляду на инструмент скажут о его качестве, а начинающие теряются в магазине от огромного выбора.

В базовый набор для резьбы по дереву входит:

  • несколько ножей и стамесок;
  • надфили;
  • ножовки по металлу;
  • тиски;
  • наждачная бумага;
  • дрель с несколькими видами сверл;
  • бруски.

Ножи должны быть изготовлены только из качественной стали. Лучше их приобрести в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут и просто остро заточенные ножи. Отличным началом послужат ножи фирм «Татьянка», Narex, Kogatana и др.

Не обязательно выбирать дорогой инструмент иностранного производства, ведь отечественные инструменты могут быть такого же хорошего качества, но намного дешевле

При росте мастерства вам может потребоваться набор инструментов, фрезеровальная машина, бормашина и др.

к оглавлению ↑

Иногда вместо стамески для резьбы по дереву используют заточенную отвертку или напильник.

Стамеска плоская – это длинный стержень, на торце которого есть плоская режущая кромка. Очень часто она применяется для первичной обработки древесины.

Стамеска полукруглая — это один из самых важных инструментов для работы. Они несколько отличаются по степени закругленности, то есть бывают средними, круглыми и отлогими.

Еще бывает V–образный вариант стамесок. Он может пригодиться при геометрической резьбе по дереву, с которой мы познакомим вас ниже.

Начинающим мастерам достаточно небольшого набора для резьбы по дереву, но хорошего качества, чтобы сразу привыкать к правильным движениям и нажиму.

В этом видео прекрасный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы.

к оглавлению ↑

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.

Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.

к оглавлению ↑

У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.

Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.

Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.

Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!

к оглавлению ↑

Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.

Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.

Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.

Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:

  • Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
  • Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
  • Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
  • После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.

Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.

к оглавлению ↑

Инструменты. Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.

Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.

Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.

Второй этап. Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.

Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.

Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.

Третий этап. Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.

Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.

Пятый этап. Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.

Оригинал

к оглавлению ↑

Рисунки для резьбы по дереву

Для выполнения резьбы по дереву фотографии, рисунки и эскизы просто необходимы. Крупный рисунок для резьбы по дереву используется для габаритных изделий: для фасадов домов, внутренней отделки резьбой церквей, окон.

Для предметов интерьера и мебели резчики используют мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются мастером.

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Мы предлагаем вам архив из 80 рисунков для резьбы по дереву. Выбирайте, распечатывайте, творите.

к оглавлению ↑

мастер–классы резьбы по дереву для начинающих

Конечно, на видео резьба по дереву смотрится особенно впечатляюще. Канал «РУЧНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» показывает особенности геометрической резьбы для начинающих.

Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.

Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.

А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:

Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!

Автор — Людмила Сонцева

ПОДЕЛИСЬ!
«Крестик» плохого не посоветует! 🙂

Источник: http://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhih

По закону
Добавить комментарий