Полномочия президента смешанной республики

Государственный строй стран мира: таблица, описание. Типология стран по государственному строю

Полномочия президента смешанной республики

Характерной особенностью современного человеческого общества является политическое устройство государств, которое отражает их историю и традиции, цели и задачи на будущее, а также настоящее. Чтобы понять это, займемся составлением таблиц государственного строя стран мира. В обзоре будут охвачены государства, существующие в настоящее время на всех континентах.

Государственный строй стран мира. Таблица

Начнем наш обзор со стран, в которых сохранен монархический строй. Из приведенной ниже таблицы отлично видно, что в Европе такое государство всего одно – Ватикан. Оно является самым маленьким в мире (из официально признанных) и представляет собой вспомогательную суверенную территорию Святого Престола.

Типология стран по государственному строюЧасть светаСтраныГлава страны
Абсолютные монархииАзияБруней-Даруссалам, Государство Катар, Государство Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Оман, Королевство Саудовская АравияКороль, эмир, султан, президент
ЕвропаГосударство-город ВатиканПапа римский

Абсолютная монархия

В современном мире она считается устаревшей формой государственного устройства стран. В таких государствах во главе стоит монарх, власть которого фактически не ограничена. Нынче находит место лишь в странах арабско-мусульманского мира. Но и здесь есть исключения.

Например, Объединенные Арабские Эмираты — это федерация нескольких мелких исламских государств, а главу федерации (президента) ОАЭ выбирают их эмиры (правители, которым власть передается по наследству).

В Европе к этой категории относится только Ватикан. Другие части света от абсолютной монархии уже давно отказались.

Типология по государственному строюЧасть светаСтраныГлава страны
Арабские республикиАфрикаЕгипет, Сахарская Арабская Демократическая республика (частично признанная)Президент
АзияСирия

Арабские республики

Отражают собой этнический состав государств, приверженность арабским культуре и традициям.

Государственные учреждения в них подчас функционируют с учетом требований шариата. Представляют собой вариант арабо-исламской демократии.

Типология по государственному строюЧасть светаСтраныГлава страны
Исламские республикиАзияАфганистан, Иран, ПакистанПрезидент, аятолла
АфрикаМавританияПрезидент

Исламские республики

Государственная религия тут — ислам. Все государственное устройство подчиненно законам шариата. В каждой стране, впрочем, есть особенности. Например, Иран умудряется иметь одновременно двух лидеров: духовного (аятоллу) и политического (президента).

Типология по государственному строюЧасть светаСтраныГлава страны
Конституционные монархииЕвропаАндорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды (Голландия), Норвегия, ШвецияПремьер-министр. Формально и по традиции — князь, король (королева), великий герцог
АмерикаАнтигуа и Барбуда, Белиз, Содружество Багамы, Барбадос, Сент-Винсент и Гренадины, Гренада, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Канада, Сент-Киттс и Невис, Ямайка, Сент-Люсия.Премьер-министр (формально — английская королева)
ОкеанияТувалу, Австралийский Союз, Соломоновы острова,
ОкеанияСамоаО ле Ао О ле Сало
ОкеанияТонгаПремьер-министр. Формально и по традиции — король
АзияКоролевство Бахрейн, Королевство Бутан, Иорданское Хашимитское Королевство, Королевство Камбоджа, Малайзия, Королевство Таиланд, Япония
АфрикаЛесото, Марокко, Свазиленд

Конституционная монархия

Существует данный государственный строй в странах мира практически на всех континентах, но наиболее он любим в Европе. Монархии там осознали неизбежность общественного прогресса (где-то после кровавых революций, а где-то на чужом примере).

Реальная власть в таких государствах принадлежит парламенту и премьер-министру, который и есть глава страны (де-факто). Впрочем, не везде роль монарха сведена к формальностям. Вполне обладает властью король Малайзии.

Он там не наследный, а выбираемый, хотя и пожизненный.

Особая форма «конституционной монархии» принята в бывших британских колониях. Ради традиции главой этих территорий является монарх Великобритании. Но это только формально. Например, Канада или Австралия в своих решениях уже давно не прислушиваются к мнению Лондона. В большинстве таких государств, на самом деле, государственным строем правильнее считать парламентскую республику.

Мы не стали выделять в отдельную категорию дуалистические и парламентские монархии. Все это формы конституционной. В первом случае монарху четко прописывают полномочия, в которых он вполне правомочен. Во втором случае монарха выбирают, после чего он фактически становятся пожизненным президентом.

Типология по государственному строюЧасть светаСтраныГлава страны
Парламентские республикиЕвропаАвстрия, Албания, Сербия, Болгария, Венгрия, Федеративная республика Германии, Литва, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Косово (частично признанное), Латвия, Македония, Молдова, Польша, Португалия, Сан-Марино, Словения, Финляндия, Хорватия, Словакия, Черногория, Мальта, Чехия, ЭстонияПремьер-министр, канцлер (отчасти — президент)
АфрикаАлжир, Кабо-Верде, Ливия, Маврикий, Эфиопия
АзияАрмения, Народная Республика Бангладеш, Государство Израиль, Ирак, Киргизия, Ливан, Монголия, Непал, Государство Палестина (частично признанная), Сингапур
ОкеанияВануату, Науру, Фиджи
АмерикаТринидад и Тобаго

Парламентские республики

Здесь главная роль в управлении страной отводится парламенту. Всей полнотой власти он наделяет главу правительства.

Президент парламентской республики, как правило, очень сильно ограничен в полномочиях и каждое свое решение обязан согласовывать с парламентом. Разумеется, все определяет конкретная конституция.

Однако в парламентских странах премьер всегда известнее президента, а за рубежом премьер-министра порой ошибочно принимают за президента.

Стоит сказать, что такая форма государственного устройства на сегодня наиболее приближена к идеалам демократии и ограничивает единоличную власть. Впрочем, частенько это мешает быстро принимать решения и законы. Парламентская республика — самая распространенная форма государственного устройства в Европе.

Типология по государственному строюЧасть светаСтраныГлава страны
Президентские республикиАзияАбхазия (частично признанная), Азад Кашмир (частично признанная), Азербайджан, Восточный Тимор, Грузия, Индия, Индонезия, Йемен, Казахстан, Кипр, Северный Кипр (частично признанное), Китайская Республика Тайвань, Республика Корея (Южная Корея), Лаос, Мальдивы, Союз Мьянма, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Филиппины, Южная Осетия (частично признанная)Президент
АфрикаБотсвана, Ангола, Бенин, Габон, Буркина Фасо, Гвинея, Бурунди, Джибути, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Коморы, ДР Конго, Кот д’Ивуар, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Сейшельские острова, Сенегал, Судан, Объединенная Республика Танзания, Тунис, Того, Уганда, ЦАР, Экваториальная Гвинея, Чад, ЮАР, Эритрея, Южный Судан
АмерикаАргентина, Многонациональное государство Боливия, Бразилия, Боливарианская республика Венесуэла, Гаити, Кооперативная Республика Гайана, Гватемала, Гондурас, Доминиканская республика, Коста-Рика, Содружество Доминика, Колумбия, Мексика, Парагвай, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Перу, Соединенные Штаты Америки, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор
ЕвропаБеларусь, Донецкая народная (непризнанная), Луганская народная республика, Арцах (Нагорный Карабах), Приднестровье (непризнанная), Российская Федерация, Румыния, Турция, Украина, Франция
ОкеанияКирибати, Маршалловы Острова, Федеративные штаты Микронезии, Палау

Президентская республика

Это очень распространенная форма государственного устройства. Здесь вся власть принадлежит всенародно выбранному президенту. Глава страны может быстро принимать решения и предпринимать нужные действия.

В президентской республике могут цвести пышным цветом как демократия, так и тоталитарный режим. Особенно хорошо это видно на примере стран Африки, Азии, Латинской Америки, где военный переворот без смены строя — обычное дело.

Типология по государственному строюЧасть светаСтраныГлава страны
Социалистические республикиАзияВьетнам, Китай, КНДР (Северная Корея), Шри-ЛанкаПрезидент, председатель
АмерикаКуба

Социалистические республики

Ставят своей целью построение строя социальной справедливость с ориентиром на идеи марксизма-ленинизма. Первой такой страной на планете Земля был Советский Союз. С распадом СССР исчезли из соцлагеря и другие страны, направив свое развитие по другим путям.

Виды республик

Говоря о республиках, заметим, что этот тип государственного устройства очень разнообразен.

Довольно много стран называют свою республику смешанной, президентско-парламентской, а также федеративной (где внутри государства имеются отдельные федерации, как в России) или унитарной.

Еще раз повторим, что во всех республиках существует конституция. По форме это может быть демократическая республика, а по факту — почти монархия.

Еще одна таблица государственных строев стран мира представлена ниже.

Типология по государственному строюЧасть светаСтраныГлава страны
ФедерацииЕвропаБосния и Герцеговина, Швейцарская конфедерацияЧлены Президиума, федеральный канцлер

Федерации

Это страны со сложной историей и межнациональными отношениями. Например, Боснией руководят аж четыре главы (по одному от каждой этнической группы страны). Они и образуют правящий президиум, а если голоса по какому-то государственному вопросу в нем разделяться, то проать может специальный представитель ООН.

Заключение

Подводя итоги темы о государственном строе и устройстве стран мира, следует сказать, что современные государства тяготеют к демократическим институтам власти.

А ведь еще двести лет назад такая форма правления принималась далеко не всеми. Тогда «трендом» была конституционная монархия, но развитие общества не стоит на месте.

Даже традиционно замкнутый исламский мир дал в этом смысле трещину.

Источник

Источник: https://liveprosto.ru/education/gosudarstvennyy-stroy-stran-mira-tablitsa-opisanie-tipologiya-stran-po-gosudarstvennomu-stroyu/

Полномочия президента смешанной республики

Полномочия президента смешанной республики

Но сочетание это бывает различным. Например, по Конституции Французской Республики года Президент избирается гражданами и руководит Правительством, что характерно для президентской республики.

В то же время назначаемое им Правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента — Национального собрания, что характерно для парламентарной республики.

Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации.

Президент в смешанной республике

Но сочетание это бывает различным. Например, по Конституции Французской Республики года Президент избирается гражданами и руководит Правительством, что характерно для президентской республики.

В то же время назначаемое им Правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента — Национального собрания, что характерно для парламентарной республики.

Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между президентом, с одной стороны, и премьер-министром и парламентским большинством — с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

Так, в году, когда Президентом Франции был социалист Ф. Миттеран, выборы в Национальное собрание дали перевес правым партиям, на базе которых и было сформировано Правительство.

Однако просуществовало оно всего полтора года, после чего Президент распустил Национальное собрание, а новые выборы дали возможность сформировать Правительство социалистов.

А что было бы, если бы и на этих выборах победили правые партии?

Либо Президенту пришлось бы уйти в тень, отказаться от самостоятельного руководства государственной политикой, либо ему досрочно надо было бы подавать в отставку, либо, наконец, выждать необходимый срок для еще одного роспуска Национального собрания, что авторитета Президенту отнюдь бы не прибавило.

В году ситуация с победой правых сил на выборах повторилась, но на этот раз до очередных выборов Президента оставалось уже немного времени, так что ему пришлось потерпеть нежелательное правительство до окончания своих полномочий. Государственный режим здесь можно охарактеризовать как преимущественно дуалистический.

Примечательно, что в большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы Португалия, Польша, Болгария, Хорватия, Словения, Македония, входящие в состав Союзной Республики Югославии Республика Сербия и Республика Черногория , установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, то есть обладая по крайней мере, во время выборов общепризнанной популярностью и народным доверием, не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс.

В этом, пожалуй, сказываются черты определенной национальной психологии, сложившейся за многие десятилетия, а порой даже века единоличной власти.

В некоторых из них в частности, в Сербии государственный режим можно охарактеризовать как президенциальный, но в большинстве — как дуалистический с тенденцией к парламентаризму. Подобная система традиционна была для Финляндии. Своеобразна форма правления в Швейцарии.

Правительство Федеральный совет назначается парламентом Федеральным собранием и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, скорее все же дуалистический, а не парламентарный.

В большинстве современных стран мира установлена республика.

101. Смешанная республиканская форма правления

Четверг, 7 Февраля , Любая модель — президентская, парламентская, смешанная — может сломаться об украинскую специфику. Доказательство тому — наши два Майдана УНИАН Действующая украинская система организации власти, как она зафиксирована в Конституции, представляет собой разновидность парламентско-президентской республики.

Эта система подвергается критике прежде всего из-за так называемого “дуализма власти”. То есть исполнительная власть поделена между президентской и парламентской ветвями, что приводит к отсутствию четкой исполнительной вертикали, размытости полномочий и ответственности, высокому риску конфликтов и, как следствие, частым политическим кризисам.

Регистрируйтесь на Дискуссионный клуб ” ДС ” 26 февраля на тему “Украине нужен канцлер или президент?

Проклятая модель? Почему Украине не подходит президентская республика

По формальному источнику власти формы правления делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо. При абсолютной монархии имеет место неограниченная власть главы государства Саудовская Аравия, Катар, Оман.

Характеристика и особенности

Республика – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки республики: 1. Существование единоличного и коллегиального главы государства; 2.

Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок; 3. Осуществление государственной власти по поручению народа; 4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; 5.

Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; 6.

:

Вы точно человек?

Здесь существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании правительства в обязательном порядке принимает участие парламент например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом.

Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. В смешанной республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства — премьер-министра.

Премьер-министра назначает президент, но реально премьером может стать лишь тот, кто получит поддержку парламента. Смешанная республика — Франция. Особенности формы правления в рф. В Российской Федерации республиканская форма правления, которая была провозглашена в году.

По тексту Конституции РФ является смешанной республикой с доминирующим положением Президента в системе разделения властей.

Форма правления в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации года [3] установила в России республиканскую форму правления. Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства.

Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации и решает вопрос о его отставке ч.

Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации ч.

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы ч.

Именно форма правления характеризует механизм организации и взаимодействия основных властных структур, институциональный дизайн высших органов государственной власти, и в предельно сжатом, сконцентрированном виде выражает суть государственности, прежде всего, ее внешнее выражение.

При этом форма правления каждой конкретной страны определяется, прежде всего, конституционным статусом главы государства, порядком замещения этого поста, объемом его полномочий, системой взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти.

Особая значимость рассматриваемого института обусловило то, что он привлекает внимание не только ученых-правоведов, но и политических деятелей, всех слоев гражданского общества.

Более десяти лет существования института президентства в Республике Беларусь, активная роль Президента в управлении государственными делами сформировали устойчивое представление о том, что Республика Беларусь по определению является президентского республикой.

Именно такое определение форме правления давал и сам Глава государства, подчеркивая, что Беларусь является не парламентской, а президентской республикой [1]. Аналогичное определение национальной форме правления дается и отдельными белорусскими учеными-конституционалистами [2].

Характеристика Править С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока.

Если же выиграют противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр.

Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен. Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства.

Но если в парламентарных странах президент или монарх номинальный глава государства лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике.

Смешанная республика (президентско-парламентская республика, передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент.

Скачать Часть 2 pdf Библиографическое описание: Стрейкмане Л. Иными словами, форма правления отвечает, кто правит и как осуществляет верховную власть в государстве. Среди отечественных учёных установились две основные позиции по обозначенной проблеме.

Сторонники первой утверждают, что Россия — президентская республика, так как само по себе наличие некоторых элементов парламентаризма не делает президентскую республику парламентской. Так, например, доктор юридических наук О. Кутафин и доктор юридических наук Е.

Данные выводы подкрепляются тем, что Президент РФ избирается всенародным анием, является верховным главнокомандующим, имеет значительные полномочия в целом. Однако есть и Правительство, которое обязано ежегодно отчитываться перед Парламентом, что нехарактерно для президентской республики.

И Президента, роль которого была гипертрофирована, критиковал тоже.

Худолей Кандидат юридических наук, ассистент кафедры конституционного и финансового права Пермский государственный университет, , г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Анализируются основные, гибридные и атипичные формы правления, существующие в современных государствах.

Источник: https://darzar.ru/polnomochiya/polnomochiya-prezidenta-smeshannoy-respubliki.php

Смешанная республика, её плюсы и минусы

Полномочия президента смешанной республики

Существует несколько форм правления государством. В большинстве современных стран мира установлена республика. Они делятся на разные типы и подтипы. Поговорим о смешанной республике и рассмотрим плюсы и минусы такого устройства общества.

Республика и её формы

Республика это форма правления, которая отличается от остальных тем, что при ней существует формальная выборность людей во власть.

Формальная, потому что наиболее деспотичные и тиранические в истории государства всегда были именно республиками, при этом называя себя демократическими или народными.

Это прослеживается на примере, всей истории начиная от Римской Республики, до Юлия Цезаря заканчивая современными США.

Форма республики – это характер отношений между властью и народом, сложившейся в государстве, который указывает на место выборов в правовой системе общества.

Большинство современных республик называют себя демократическими. Демократическая республика может быть либо Парламентской, либо Президентской.

Если при этом существует баланс между законодательной и исполнительной властью республика становится смешанной. О ней мы и поговорим.

Главным признаком демократии является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Этот принцип был выведен Монтескье и сейчас закреплён нормами международного права, как основополагающий и обязательный, к исполнению любым государством.

В СССР же он открыто попирался, причём это было закреплено в Конституции. КПСС там подчинялись все три ветви власти. Это факт признаётся самими же коммунистами.

Типичным примером Парламентской Республики можно считать Четвёртую Республику во Франции (1945-58 гг.), когда в стране за 13 лет сменилось, больше двадцати руководителей и было не понятно, какое у народа лицо.

Президентская Республика это современные США.

Лучший пример смешанной Республики Веймарская Республика в Германии (1918-33), когда у двух Президентов Эберта и Гинденбурга были широкие полномочия, но Парламент вмешивался в их работу и влиял на формирование Правительства.

Плюсы и минусы смешанной республики

Главным плюсом смешанной республики является баланс властей. В Парламенте при демократии всегда представлены разные силы от левых до правых, что превращает его в срез всего общества. Президент же обязан следить за порядком в стране.

Эта форма правления позволяет избежать не нужных перекосов в разные стороны. С одной стороны избежать политического хаоса, как в Четвёртой Республике, с другой избежать превращение страны из демократического в цезаристское или полуцезаристское, как происходит с современными США.

Парламент следит за тем, чтобы Президент не превышал своих полномочий, глава государства же обеспечивает верховенство Закона, его исполнение на всей территории страны.

Наиболее харизматичный пример такого рода Россия 1993 г. Октябрьский кризис, когда конфликт между Правым Президентом Ельциным и левым Парламентом привёл к эскалации насилия и жертвам в Москве. В результате тех событий победил Президент. Это лучший пример того почему не стоит допускать в государстве смешанной республики.

Юристы расходятся во мнениях на счёт того смешанная или Президентская Республика установлена в современной РФ. С одной стороны Президент является гарантом Конституции, главой вооружённых сил.

С другой стороны у Парламента есть право объявить Президенту импичмент. После краха экономики в 1998 г. в нашей стране Парламент пытался запустить эту процедуру, но ничего из этого не вышло.

На деле РФ является Президентской Республикой, потому что все силовые структуры (МВД, ФСБ, ВС) подчиняются исключительно Президенту.

В случае конфликта властей главе государства не составит большого труда узурпировать власть. Хотя, формальные поводы у юристов называть РФ смешанной Республикой есть, де-факто, особенно с учётом особенностей правления действующего Президента, Россия укрепляется на пути становления Президентской Республики.

По закону
Добавить комментарий