Нарушение норм международного права примеры

Нарушение норм международного права

Нарушение норм международного права примеры

В ходе грузино-абхазского и грузино-югоосетинского вооруженного конфликта совершались как общеуголовные, так и международные преступления.

Международное преступление представляет собой международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом.

Это такие преступления, как агрессивная война, геноцид, экоцид. Субъектами международных преступлений являются, прежде всего, государства, а также физические лица, выступающие от их имени и лично совершившие такие преступления.

В связи с завершившимся вооруженным конфликтом в Закавказье особую актуальность приобрели следующие вопросы: имел ли место факт агрессии (со стороны Грузии против Южной Осетии и Абхазии либо против России; имел ли место факт агрессии России против Грузии); была ли оккупация?

В Уставе Нюрнбергского трибунала агрессия определена как «планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений», а также «всякое участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из упомянутых действий».

Отметим, что в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии», понятие агрессии сформулировано как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН».

Текстуально повторяет данную формулировку п.2 ст.15 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Проявлениями агрессии с грузинской стороны в отношении РФ являлись: применение силы в отношении российских граждан на территории Южной Осетии; нападение на российских военнослужащих, находившихся в зоне конфликта на законных основаниях; нападение на российские военные объекты (воздушные и морские суда, места дислокации войск); засылка вооруженных банд, групп и наемников, которые осуществляли акты применения вооруженной силы против РФ.

Неопровержимыми доказательствами преднамеренной, целенаправленной, заблаговременной подготовки агрессии со стороны Грузии стали захваченные карты ведения боевых действий. 26 августа 2008 г. журналистам была предъявлена отработанная операторами грузинского генерального штаба карта операции «Утренняя заря» по захвату Сухуми и окрестностей.

Грузия рассчитывала начать операцию после быстрого захвата Южной Осетии и ее главных населенных пунктов – Цхинвала и Джавы.

И хотя сама топографическая карта оказалась из старых советских запасов (все надписи на ней сделаны на русском языке), но новые тактические обозначения и рубежи перехода в атаку, места сосредоточения сил и огневых средств обозначены на грузинском.

В любом вооруженном конфликте принципиальное значение имеет факт правомерности применения силы, начала ведения боевых действий. Сам факт начала боевых действий 8 августа 2008 г.

со стороны Грузии против Южной Осетии ни у кого не вызывает сомнений, тому существуют многочисленные подтверждения.

Более того, боевой целью грузинских войск было определено мирное население (среди которого более 80% – граждане РФ) и гражданские объекты (прежде всего столица Южной Осетии – Цхинвали).

При этом следует особо подчеркнуть, что грузинские миротворцы расстреливали российских миротворцев, с которыми ранее несли службу на постах. Уже это свидетельствует о вероломстве, проявлении слепой ненависти. Об изощренности намерений грузинской стороны свидетельствует и то, что боевые действия были начаты в день (точнее – в ночь) открытия Олимпийских игр в Пекине.

Под геноцидом понимаются действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

Анализ норм, содержащихся в Дополнительном протоколе I, позволяет выделить четыре группы запрещенных методов ведения вооруженной борьбы, имевших место в период как грузино-югоосетинского, так и грузино-абхазского вооруженных конфликтов:

1.

Направленные против комбатантов противника: а) предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам противника; б) убийство или ранение лиц неприятеля, которые, сложив оружие или не имея возможности защищаться, сдались в плен; в) нападение на лиц, вышедших из строя вследствие болезни или ранения; г) отдание приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе. Все эти проявления имели место в действиях грузинских военнослужащих.

2. Направленные против гражданского населения: а) осуществление геноцида; б) террор в отношении местного населения; в) использование голода среди гражданского населения.

3. Направленные против объектов: а) бомбардирование незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей (при условии, что они не используются в военных целях); б) уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и др., составляющих культурное или духовное наследие народа.

4. Направленные против собственности: а) истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью; б) разграбление города или местности.

В результате грузинской военной агрессии в Южной Осетии погибли 1692 мирных жителя, ранения получили около 1500 чел. Всего потерпевшими признаны более 3 тысяч человек. Более 30 тысяч югоосетинских вынужденных переселенцев находятся в России.

Число погибших российских военнослужащих составило 64 человека, раненых (санитарные потери) – 323 человека, без вести пропавших – нет. Однако и эти данные еще будут проверяться и уточняться.

По самым приблизительным оценкам, проведенным Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), расходы РФ на вооруженное противоборство в Закавказье составили 2,5 миллиарда рублей в сутки, за 5 дней – 12,5миллиардов рублей. Таковы итоги этого скоротечного вооруженного конфликта 1.

Вооруженная акция против Южной Осетии, в которую грузинская сторона вложила значительную часть накопленного ею за последние годы военного потенциала, стала, пожалуй, самым быстротечным региональным вооруженным конфликтом на постсоветском пространстве: его уже успели назвать «пятидневной войной».

Грузинские войска, начав в ночь с 7 на 8 августа 2008 года войсковую операцию, целью которой был захват столицы Южной Осетии Цхинвали, уже к исходу 9 августа в основном были выбиты из города совместными действиями вооруженных формирований Южной Осетии и частей 58 общевойсковой Армии Северо-Кавказского военного округа, подошедших на помощь российским и осетинским миротворцам. В отражении грузинского вторжения приняли также участие силы быстрого реагирования из состава Воздушно-десантных войск России, фронтовая авиация и боевые корабли Черноморского флота РФ. Действия российских войск в зоне грузино-южноосетинского вооруженного конфликта (а позже – и на абхазском направлении) осуществлялись как «операция по принуждению Грузии к миру», то есть в формате, специально придуманном в военно-политических кругах Запада в 90-е годы для обоснования применения собственной военной силы при решении своих задач в различных регионах мира. Потери сторон в личном составе (без учета гражданского населения), по сообщению заместителя начальника Генерального штаба, генерал-полковника Ноговицына, составили: среди российских миротворцев погибших – 74 человека, ранено – 171, пропали без вести – 19. У грузинской стороны, предположительно, потери составили около 4 тысяч человек 1. Но это не окончательные цифры. Что касается потерь Грузии в оружии и военной технике, то они весьма значительные.

Согласно распоряжению президента России Дмитрия Медведева, отвод российских войск на исходные позиции, существовавшие до начала конфликта, начался 18 августа. Сроки завершения отвода ставились в зависимость от реально складывающейся ситуации в зоне конфликта.

 Следует обратить внимание на то, что все без исключения западные критики и оппоненты России с первых дней конфликта настаивают на немедленном выводе российских войск с грузинской территории. Причины такой настойчивости достаточно очевидны. Во-первых, воспитателям и союзникам Саакашвили крайне необходимо хотя бы как-то успокоить «свое любимое нервное дитя».

Во-вторых, каждый лишний день нахождения российских войск на грузинской территории оборачивается дальнейшим ослаблением военного потенциала Тбилиси.

В-третьих, на Западе опасаются того, что российская сторона в ходе разведывательно-информационных операций получит новые доказательства неприглядной роли политических покровителей Саакашвили в подготовке «операции», означающей, по сути, геноцид осетинского и абхазского народов, что по международным нормам является тягчайшим преступлением против человечества.

В-четвертых, контроль российскими войсками стратегических коммуникаций Грузии не дает Саакашвили и его покровителям возможностей для быстрого восстановления боеспособности грузинской армии.

В-пятых, быстрый и полный отвод российских войск создавал бы иллюзию того, что именно давление Запада явилось решающим для принятия решения о возвращении войск на исходные перед началом конфликта позиции. Вооруженный конфликт в Южной Осетии и военная операция Абхазии по вытеснению грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья вызвали бурную реакцию в мире. По-другому и быть не могло, так как решительные действия России по защите своих граждан и национальных интересов спутали карты многим политическим игрокам на Кавказе и вокруг него.

Page 3

Во время войны между Абхазией, Южной Осетией и Грузией важную роль играла информация, поступавшая из мест боёв, а также полное её отсутствие. От российских, грузинских и западных средств массовой информации порой поступали противоречивые сведения о событиях конфликта.

Информационная война в Южной Осетии стала войной “третьего поколения”. Война, главным образом, велась вокруг одного вопроса: кого считать агрессором, а кого жертвой.

“На поверхности”, то есть на арене транснациональных СМИ, глобальная медиа-война велась с существенным перевесом прогрузинской точки зрения.

Но на “неформальных” площадках, где набор методов ведения информационной войны был значительно шире, о доминировании одного мнения говорить сложнее. И в конце концов победила правда, когда весь цивилизованный мир понял наконец, кто же является истинным агрессором.

В ходе августовского вооруженного блиц-конфликта агрессор понес сокрушительное военное поражение. Грузия навсегда лишилась территорий Абхазии и Южной Осетии.

С 26 августа 2008 года, когда президентом России Дмитрием Медведевым были подписаны указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии, у этих народов началась поистине новая история. Вскоре независимость была признана так же Никарагуа и Венесуэлой.

Несмотря на свою скоротечность, этот вооруженный конфликт, тем не менее, обнажил ряд важных и острых проблем в развитии общей военно-политической ситуации и в мире, и в Кавказском регионе.

Поскольку описываемые события происходили сравнительно недавно, то фундаментальных произведений на эту тему ещё не появилось. Поэтому при проведении моего исследования я использовала большей частью материалы, опубликованные в периодической печати и размещённые на Интернет-ресурсах.

1.

Даниленко И.С. Вооружённый конфликт в Южной Осетии и его последствия. – М.: Красная звезда, 2009.

2. Дзлиев М.И.Современный терроризм: социально-политический облик противника. – М.: Academia, 2007.

3. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Действующее международное право. – М.: МНИМП, 1999.

4. Панарин И. Распад США и геноцид Южной Осетии // Военно-промышленный курьер. – 2008, 10-16 сентября.

5. Вооруженный конфликт в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 г. /Рубан А./ – http://pvo.guns.ru/book/voyna_v_osetii.htm#8/

6. Проблема Республики Южная Осетия в контексте этнополитических процессов на Кавказе в конце XX – начале XXI вв./ Дзидоев В. Д./-http://www.ippk.edu.mhost.ru/elibrary/uro_29_11/

7. Хроника войны в Южной Осетии: день первый. – http://www.lenta.ru/articles/2008/08/08/ossetia/

8. Первая миротворческая война. – http://www.kommersant.ru/

9. Операция по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья завершена. – http://www.gzt.ru.politics/2008/08/13/093022/

10. Заявление правительства Грузии в связи с обстановкой в регионе Южной Осетии. – http://www.civilgeorgia.ge/rus/article/

11. В Грузии введено военное положение. – http://www.civil.ge/rus/article/

12. Министр Грузии: Цхинвали бомбили не мы, а русские. – http://www.vz.ru/news/2008/8/22/199394/

13. Венесуэла признала независимость Южной Осетии и Абхазии. – http://www.newsru.com/russia/10sep2009/chavez.html/

Источник: https://studbooks.net/577639/politologiya/narushenie_norm_mezhdunarodnogo_prava

Нарушения международного права

Нарушение норм международного права примеры

Международное право – рассматривает взаимодействие государств и регулирует их взаимоотношения на основе принятых национальных и международных правовых норм.

Предметом международного права является рассмотрение взаимодействия государств и международных организаций, его объектом – отношения между странами и международными организациями, которые взаимодействуют по вопросам, касающимся их интересов.

Метод международного права состоит в принуждении или в угрозе силового принуждения для соблюдения тех или иных международных договорённостей заключенных странами.

Замечание 1

Социальная сущность международного права состоит в том, что поддерживает мирные отношения между странами, тем самым способствуя общему развитию государств, их экономике, культуре, разоружению, снижению количеству военных конфликтов.

Международно-правовая ответственность

За нарушение международного права следует международно – правовая ответственность.

Замечание 2

Международно-правовая ответственность означает, что совершивший противоправные действия и нарушивший тем самым принятые договорённости должен компенсировать нанесённый им вред.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наиболее ярким и показательным примером являются нарушения международного гуманитарного права.

Определение 1

Международное гуманитарное право – это защита населения в ходе боевых действий и возникших вооруженных конфликтов при помощи определённой группы юридических правовых норм, разработанных и принятых мировым сообществом.

Основными источниками международно – гуманитарного права, в которых указывается ответственность стран за свои действия можно считать принятые в различные годы Женевские Конвенции, в которых оговаривались условия обращения с получившими ранения, военнопленными и с гражданским населением.

Пример 1

Одним из последних документов такого рода является доклад, принятый в 2001 году Комиссией международного права на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Согласно данному международному документу под названием «Тексты проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния» приводились в порядок правовые нормы, в которых говорилось про ответственность каждой из стран за свои деяния.

Международно-правовая ответственность регулируется подотраслью международного права – правом международной ответственности.

Стоит сказать, что государства несут ответственность за свои действия согласно предписанию принципу, означающему, что принятые сторонами соглашения должно соблюдать без обмана со стороны какого либо государства.

За нарушения норм международного гуманитарного права любая страна несёт ответственность перед своими соседями и международным сообществом. К таким нарушениям относятся:

  • Противоправные действия, которые совершили органы государства, используя при этом и военные силы.
  • Нарушения, которые совершили лица или некие образования выполнявшие работу некоторых элементов государственной власти по заданию другого государства.
  • Противоправные действия совершенные как некими лицами так и организованными группами, которые работали под прямым началом руководства своего государства.
  • Противоправные действия, которые совершено определёнными лицами или организациями и о которых государство знает и рассматривает их деяния как свои собственные.
  • Кроме того страна может нести ответственность если оно не предприняло надлежащих действий по предотвращению принятых норм международного права и не приняло меры по наказанию лиц и организаций причастных к совершённым преступлениям.

Международно-правовая ответственность физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права

Одним из главных принципов международного гуманитарного права является личная ответственность за его нарушение. Данное положение впервые было сформулировано в Уставе Нюрнбергского трибунала.

Нюрнбергский трибунал был создан в 1945 году по Соглашению между союзниками во Второй Мировой войне – СССР, США, Великобританией и Францией.

На Нюрнбергском трибунале были сформулированы следующие принципы, касающиеся индивидуальной ответственности за нарушения международного гуманитарного права:

  1. Преступления против мира. Это означает нести ответственность за планирование, подготовку и начало военных действий, или участие в таких действиях, нарушая тем самым международные соглашения и договорённости.
  2. Военные преступления, нарушающие международное гуманитарное право. К данным злодеяниям относятся преступления, которые носят характер насильственных и издевательских действий по отношению к мирному населению. Примером служит увод в рабство, издевательство над военнопленными и гражданским населением. Также к таким преступлениям относятся и целенаправленное и бессмысленное разрушение населённых пунктов, городов, деревень.
  3. Преступления против человечества. К таким преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие зверства, которые были совершены в отношении мирного населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам.

    Замечание 3

    К таким преступлениям также относят геноцид – как целенаправленное истребление определённой группы населения согласно неким расовым, национальным и религиозным представлениям.

Подобные преступления могут происходить как в мирное, так и в военное время. Участники и организаторы подобных деяний «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» принятой в 1948 году не имеют права убежища и должны выдаваться для судебных разбирательств и вынесения приговора.

Международный терроризм также является одним из распространенных видов международного преступления.

Это преступление обладает следующими специфическими чертами – подготавливается теракт на территории одной страны, а само преступление совершается уже в другом государстве. При этом преступник скрывается во владениях иной страны, в связи, с чем возникает вопрос о выдаче.

Торговля и распространение наркотических и психотропных препаратов также является международным преступлением и карается соответственно с принятыми международными и национальными правовыми нормами.

Согласно принятым международным документам, в частности Конвенции о психотропных веществах подписанной в 1971 г., государства самостоятельно определяли законодательные нормы, наказывающие за нарушение провозглашённых правил.

К международным преступлениям также относится:

  • торговля людьми – продажа в рабство мужчин, женщин, детей преследуется международными органами. С 1999 года ведется мировая программа по борьбе с работорговлей.
  • подделка денежных знаков – согласно принятым постановлениям, государства берут на себя обязанности по искоренению и пресечению преступной деятельности связанной с подделкой денежных средств.
  • пиратство – как незаконный захват любых транспортных средств на море и в воздухе с целью извлечения незаконной прибыли также преследуется международным и национальными законодательствами и считается одним из видов международного преступления.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodnoe_pravo/narusheniya_mezhdunarodnogo_prava/

Понятие международного гуманитарного права и его основные функции

Нарушение норм международного права примеры

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов существует как самостоятельная отрасль международного права. Его функции – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.

Возникновение современного международного гуманитарного права внесло существенные изменения в законы и обычаи войны. Уже к середине XIX в.

в отношениях между государствами складывается система правил, в соответствии с которыми военное насилие может применяться только к комбатантам; военнопленные рассматриваются в качестве временно задерживаемых лиц; государства должны заботиться о раненых и больных неприятеля, оказывать покровительство его военно-медицинскому персоналу.

Устанавливается норма, запрещающая применение вооруженной силы против мирного населения. Военная оккупация определяется как временное занятие территории противника; оккупирующее государство не приобретает суверенных прав на захваченную территорию; оно обязано уважать местные законы, традиции и обычаи.

Считается, что МГП возникло в 1864 г. после первой Женевской конференции, в ходе которой была принята “Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны”.

С помощью МГП регулируются отношения между сторонами — участниками вооруженного конфликта, как международного, так и немеждународного; во-вторых, упорядочиваются отношения воюющих с нейтральными государствами; в-третьих, ограничивается возможность сторон выбирать средства и методы ведения военных действий; в-четвертых, закрепляются меры, направленные на защиту лиц, которые не принимают или прекратили принимать непосредственное участие в военных действиях, а также гражданских объектов и объектов, имеющих важное значение для выживания гражданского населения.

Международное гуманитарное право имеет двойной объект своего воздействия: с одной стороны, оно призвано облегчать людские страдания, порожденные военными действиями, а с другой – оказывать реальную помощь лицам, пострадавшим от военных действий: раненным, пленным, а также гражданскому населению.

Субъект международного права – это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Виды субъектов МГП:

  • Государства.
  • Союзы государств.
  • Международные организации.
  • Коалиции государств.

Представителями субъектов МП являются:

Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств международных организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров.

Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления.

Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами.

Существует система принципов, разработанная швейцарским профессором Ж. Пикте, который предложил свести принципы МГП в три группы: основополагающие принципы, общие принципы и принципы, которыми должны руководствоваться воюющие стороны в вооруженных конфликтах.

Основополагающие принципы:

  1. МГП имеет всеобщее действие и должно соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах.
  2. Применение МГП не означает вмешательства во внутренние дела или в конфликт и не затрагивает суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон.
  3. Медицинский персонал, транспорт и учреждения, имеющие надлежащие опознавательные знаки, неприкосновенны и нейтральны.
  4. Необходимо строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением, с тем, чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий.
  5. Государство обязано как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти.
  6. Запрещается дискриминация по любому признаку.
  7. Серьезное нарушение норм МГП – уголовное преступление, подлежащее наказанию.

Общие принципы. Общие принципы тесно связаны с основными правами человека.

  1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
  2. Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на общепринятые юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав, предоставленных ему гуманитарными конвенциями.
  3. Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание. Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложников. Запрещается нападение на гражданское население, на обозначенные МГП гражданские объекты.
  4. Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Оккупанты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут распоряжаться захваченным имуществом. Оккупационные власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества.

Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий:

  1. Запрещаются недозволенные виды оружия и методы ведения войны. Не должны разрабатываться новые виды, если они нарушают нормы и принципы МГП или иные международные соглашения.
  2. Воюющая сторона не должна наносить противнику ущерб, несоизмеримый с целью войны, т.е. с уничтожением или ослаблением военной мощи противника.
  3. Запрещаются вероломство, т.е. симуляция стремления к переговорам, использование военной формы противника, знаков ООН, Красного Креста и другие аналогичные методы.
  4. При ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды.

Примеры нарушений МГП

  1. Разрушение талибами гигантских статуй Будды в центральной афганской провинции Бамиан в 2001 году. Уничтожение памятников доисламской эпохи (буддийских, зороастрийских, индуистских), начавшееся в Афганистане после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара 26 февраля 2001.

    Несмотря на то, что в 1954 году Ирак и Сирия ратифицировали Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, она не исполняется.

  2. С июня 2014 по 13 февраля 2015 ИГИЛ разграбило и уничтожило не менее 28 религиозных зданий, представляющих историческую ценность.

    «Послужной список» террористов включает множество актов вандализма: от уничтожения шиитских мечетей до подрыва центральной библиотеки и варварского разгрома музея в Мосуле, где погибли тысячи редких старинных книг и бесценных экспонатов.

    В марте этого года экстремисты бульдозерами сровняли с землей исторические руины двух древних городов Хатры и Нимруда, входивших в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  3. И российскими, и грузинскими войсками применялось кассетное оружие, в результате чего гибли гражданские лица, и возникла угроза для значительного числа жителей, поскольку после этого остались неразорвавшиеся боевые элементы.

  4. Во время войны во Вьетнаме вьетнамцы устанавливали ловушки на лесных тропах, около американских баз, и будучи замаскированной под тонким слоем травы, листьев, грунта или воды, была трудно обнаруживаема. Размер ловушки был рассчитан точно под ногу в ботинке. Колья всегда смазывались нехорошими веществами.

    Попадание ногой в такую ловушку, пробитие кольями подошвы и ранение почти наверняка вызывало заражение крови.

  5. Война в Ливии. Когда город был сдан оппозиции, охранники бросили три гранаты в помещение, где содержались заключенные, и затем открыли огонь.

    Международная комиссия по расследованию, учрежденная Советом по правам человека, установила причастность антиправительственных сил к совершению военных преступлений и преступлений против человечности, в частности, она упомянула внесудебные казни, пытки, насильственные исчезновения, беспорядочные атаки и мародерство, Комиссия отметила, что власти не проводили расследование ни по одному из нарушений, совершенных антиправительственными силами, и «нарушения международного права в области прав человека продолжают происходить в условиях безнаказанности»

  6. В посёлке Мадайя в провинции Дамаск террористические группировки открыли огонь по автомобилям делегации Международного комитета Красного Креста и сирийского общества Красного полумесяца.
  7. Террористы из ИГИЛ стали прибегать к использованию химического оружия. Экспертами Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) было установлено, что еще в августе в городе Мареа к северу от Алеппо ​был применен иприт.

Заключение

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов существует как самостоятельная отрасль международного права. Международное гуманитарное право имеет свой, отличный от других отраслей, специальный метод правового регулирования, реализующийся в период вооруженного конфликта, состоящий:

  • во-первых, из установления факта начала, ведения, окончания войны, вооруженного конфликта;
  • во-вторых, определения круга субъектов вооруженного конфликта;
  • в-третьих, установления правового статуса комбатантов, гражданского населения и всех других участников правоотношений;
  • в-четвертых, принятия международных договоров, порождающих права и обязанности сторон;
  • в-пятых, процесса функционирования международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов; шестых, гарантии реализации норм международного гуманитарного права;
  • в-седьмых, ответственности государств и физических лиц за нарушение норм МГП.

Функции международного гуманитарного права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения. Определяются сущностью и социальным назначением права в жизни мирового сообщества, по регулированию правоотношений в период войны, вооруженного конфликта международного и немеждународного характера, борьбы с международным терроризмом.

Источник: https://novainfo.ru/article/8363

Jus cogens — императивная норма международного права

Нарушение норм международного права примеры

Jus cogens — это специальное понятие международного права, обозначающее императивную норму международного права.

В последнее время как доктрина, так и судебная практика поддерживают идею существования абсолютных и обязательных принципов международного права, формирующих отдельную специфическую категорию jus cogens.

Нормы jus cogens настолько тесно связаны с основополагающими представлениями о нравственности и человеческой морали, что считаются общими, универсальными и применимыми ко всем. Таким образом, они достигают особого статуса, стоящего на уровне конституционно-правовых установлений.

Другими словами, jus cogens — это нормы, соответствующие фундаментальным правилам международного публичного порядка, которые могут быть изменены только последующими нормами того же характера. Это означает, что положение императивных правовых норм являются вышестоящим по сравнению с другими обычными нормами международного права.

Нормы jus cogens признаются международным сообществом в целом в качестве важнейшего фактора поддержания международного правопорядка.

К ним относятся базовые правила, касающиеся обеспечения мира, запрещающие применение силы или угрозы силы в международных отношениях, а также нормы гуманитарного характера, такие как запрет геноцида, пыток, рабства и работорговли, расовой дискриминации.

Ввиду важности ценностей, которые защищают императивные нормы международного права, государства в своих взаимоотношениях не могут их преступать даже путем соглашений.

В отличие от общего международного обычного права, нормы которого традиционно основаны на взаимном согласии и позволяют изменить содержащиеся в них обязательства по взаимной договоренности сторон, государства ни при каких обстоятельствах не должны отступать от императивных норм ни путем заключения международных договоров, ни установлением местных, специальных или даже общих обычных правил, не наделенных такой же нормативной силой. В результате чего эти нормы обычно интерпретируется как ограничение договорного права государств, так как международные соглашения, противоречащие нормами, признанным jus cogens, являются ничтожными.

Становление и развитие концепции jus cogens в международном праве

Масштаб, характер и сам факт само существования jus cogens являются предметом обсуждения в среде международного юридического сообщества на протяжении многих лет.

Рассуждения о необходимости таких норм, построенные, очевидно, на принципах естественного права можно обнаружить в работах Эмер де Ваттеля (Le Droit des Gens, 1758) и Христиана Вольфа (Jus gentium methodo scientifica pertractatum, 1764).

Решения Постоянной палаты международного правосудия также подтверждают существование подобных норм. В деле Уимблдона 1923 года, хотя императивные нормы как таковые прямо не упоминаются, но говорится о том, что государственный суверенитет не является неограниченным.

Консенсус относительно определения jus cogens был достигнут в ходе Венской конференции, состоявшейся в 1969 году, и закреплен в положениях статьи 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

Предполагается, что общее количество императивных норм международного права ограниченно, но закрытого списка не существует.

Они не устанавливаются или санкционируются каким-либо авторитетным органом, а возникают в результате обобщения судебной практики с учетом меняющихся социальных и политических взглядов.

В качестве примера jus cogens, как правило, приводится запрет на ведение агрессивной войны, преступления против человечности, военные преступления, морское пиратство, геноцид, апартеид, рабство и пытки. Международные трибуналы считают недопустимым захват территорий путем применения военной силы.

Условия необходимые для признания нормы в качестве jus cogens:

Норма международного права может быть «возведения» в статус jus cogensимперативной нормы международного права при определенных условиях. Согласно критериям, установленным в ст. 53 Венской конвенции 1969 года:

1. Норма должна быть нормой общего международного права

Общее международное право является правом обязательным для большинства, если не всех, государств мира. Это право, которое регулирует международное сообщество в целом, подобно основной части обычного права.

Этим оно отличается как от регионального международного права, которое является обязательным только для государств отдельного географического региона, так и от партикулярного международного права, нормы которого, как правило, содержатся в договорах и обязательны только для нескольких государств-участников.

2. Норма должна быть принята и признана международным сообществом государств в целом

Прежде чем норма будет рассматриваться в качестве jus cogens, она должна быть принята и признана международным сообществом государств в целом (в некотором отношении аналогично тому, как формируются нормы общего международного обычного права).

Тем не менее, это не означает, что подобные нормы должна приниматься единогласно всеми государствами.

Наиболее существенным моментом является то, что несколько отдельных субъектов международного права, действуя в одиночку или совместно с другими, не могут создавать нормы jus cogens, а затем навязывать свою интерпретацию большинству государств.

Точно так же, несколько отдельных субъектов международного права, действуя в одиночку или совместно с другими, теоретически не могут ветировать решение, принятое большинством государств.

3. Норма не должна допускать отклонения и ее изменение возможно только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер

Следует констатировать, что это условие фактически отражает главный отличительный признак и «суть» нормы jus cogens.

Хотя, можно утверждать, что большинство норм причисляется к статусу jus cogens на основании данного критерия, будет проще проиллюстрировать эти правила, чем приводить их формальное определение.

В следующем разделе статьи постараемся продемонстрировать их на конкретных примерах.

Примеры jus cogens

Комиссия международного права высказалась против включения конкретных примеров jus cogens в проект статей, направленных на Венскую конференцию. Решение не включать отдельные примеры jus cogens было принято по двум причинам.

Во-первых, это могло привести к неправильному пониманию в отношении других императивных норм международного прав, не упомянутых в статье.

Во-вторых, составление даже на выборочной основе перечня норм, имеющих характер jus cogens, потребовало бы продолжительного исследования материалов, выходящих за рамки настоящих статей.

Тем не менее, в доклад Комиссии были включены предложенные ее членами примеры в качестве иллюстрации отдельных наиболее очевидных и прочно утвердившихся императивных правовых норм, чтобы на их основе указать общий характер и масштабы содержащегося в статье правила.

Примеры международных договоров, противоречащих jus cogens, предложенные Комиссией по международному праву:

  1. договоры, предполагающие незаконное применение вооруженных сил в нарушение принципов Устава ООН;
  2. договоры, предполагающие совершение уголовных преступлений в соответствии с международным правом;
  3. договоры, предполагающие или попустительствующие свершению преступлений международного характера, таких как работорговля, пиратство или геноцид, для противодействия которым необходимо сотрудничество всех государств.

Некоторые члены Комиссии высказали мнение, что нежелательно ограничивать сферу применения положений 53-й статьи Венской конвенции только преступными деяниями по международному праву, и в качестве других возможных примеров называли договоры, нарушающие права человека, суверенное равенство государств или право народов на самоопределение.

Источник: http://interlaws.ru/jus-cogens-imperativnaja-norma-mezhdunarodnogo-prava/

Действие норм международного права на территории РФ: ответственность за нарушение МЧП

Нарушение норм международного права примеры

Международное частное право – это система правил, которая объединяет две концепции правовых норм: международную и национальную и координирует отношения отдельных граждан в мировом масштабе.

Фундаментом является применение так называемых коллизионных норм, регламентирующих взаимоотношения, усугублённые иностранным элементом.

Несоблюдение международного права оказывает отрицательное действие на такие сферы, как внешнеэкономическая деятельность, культурные, научные связи, взаимоотношения наследственные, семейные.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему – обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам: 

+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область

+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

В МЧП не допускается дискриминация и несоблюдение полномочий субъектов иностранных государств.

Об основах механизма правового регулирования

МЧП координирует негосударственные частные взаимоотношения с присутствием иностранного элемента. Он проявляется в разных вариантах.

  • субъектом права значится иностранное лицо;
  • основной объект правоотношения расположен за рубежом.

Отношения связаны юридическим фактом, который имеет место за пределами Родины.

Основной целью МЧП для граждан нашей страны является защита их прав за пределами РФ и таких же прав иностранцев, находящихся на территории России.

МЧП осуществляет следующие задачи:

  • совершенствование правового сопровождения процессов интеграции;
  • стимулирование развития инновационных форм сотрудничества, в частности, предпринимательской деятельности;
  • активизация использования прав иностранцев в разных областях на территории России (семейные правоотношения, трудовые права, судебная деятельность);
  • способствование взаимообеспечению гарантий российских инвесторов и иностранных;
  • защита интересов людей в разных областях, имущественной сфере за пределами Родины.

Эти отношения координируются конвенциями, соглашениями, другими документами.

Источники координирования МЧП:

  • ряд международных соглашений, нормативных актов, правовых договоров;
  • внутригосударственные правовые акты (государственное законодательство, судебные предписания);
  • правовые обычаи международного формата.

Действие норм международного права на территории РФ обеспечивается национальными законами.

Конституция РФ в разделе о внешней политике и ряде положений регулирует вопросы международных компетенций человека, гарантий российских подданных, обязанностей иностранных лиц.

В законе о гражданстве РФ освещены вопросы законного брака, двойного гражданства.

Ряд законов регулирует вопросы инвестиционной деятельности, внешнеэкономического направления.

Ряд общих законов содержит правовые вопросы (о предпринимательской деятельности, о недрах, товарных знаках, авторских полномочиях, вопросы арбитражных решений, третейского суда).

МИД РФ контролирует выполнение договорённостей, имеющих международное значение. Также немаловажная роль принадлежит судебной власти.

Отношения, регулируемые нормами международного частного права, обеспечивают:

  • заботу о правах различных российских субъектов за рубежом;
  • участие во взаимоотношениях гражданской направленности;
  • защиту интеллектуальной собственности граждан;
  • совершение гражданского процесса и арбитража;
  • регулирование проблем наследования, труда, инвестиций, брака.

Методы координирования

Регулирование производится с применением двух методов, которые тесно взаимодействуют между собой.

Коллизионный – метод разрешения конфликтов между законами (сталкивающимися) разных государств. Ведь они к одним и тем же вопросам частного права подходят по-разному. Важно отдать приоритет одному из законодательств.

Материально-правовой – важный метод, базирующийся на непосредственном регламентировании прав сторон, их обязанностей. Опирается метод на право международной юрисдикции, трансформируя его в национальные законы.

В МЧП главная роль отдана коллизионному методу.

Классификация нарушений МЧП

Из-за отсутствия согласованности государств в процессе трансформации международных законодательных норм во внутригосударственные дела нередко совершаются нарушения норм международного права. Они разделяются на две группы.

1 группа нарушений:

  • экономически обоснованные;
  • научно-технической направленности;
  • общекультурные;
  • хозяйственные.

2 группа нарушений:

  • имущественные;
  • интеллектуальные;
  • социально-трудовые;
  • семейные.

По характеру нарушения квалифицируются как:

  • противоправные процедуры (действия);
  • судебные ошибки.

Нарушения влекут за собой ответственность за нарушение норм мчп.

Ответственность

Неблагоприятные последствия за нарушение права – это и есть ответственность.

В международном праве существует ответственность за его нарушение двух видов:

  • государственная;
  • ответственность конкретных правонарушителей (индивидов).

Нарушителями могут стать: нотариусы, судьи, работники ЗАГСА.

Юридическая ответственность наступает, если:

  • установлен факт грубого нарушения, причинения вреда;
  • установлено противоправное действие (бездействие), приведшее к нарушениям прав других лиц;
  • зафиксирован факт значительного ущерба.

Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права для физических лиц может быть уголовной. Применяется она международными судебными органами за преступления против мира, отношение к раненым, военнопленным, военные преступления, не связанные с деятельностью государства.

Меры ответственности:

  • возмещение нанесённых убытков;
  • оплата неустойки, процентов;
  • возмещение морального (материального) ущерба;
  • изменение правоотношения (к примеру, лишение родительских полномочий, отмена усыновления).

Основания, порядок, размеры, исчисления определяются согласно законам той страны, где зафиксирован факт действия, принесшего вред (ГК РФ Статья 1219).

Итак, нормы права – важный элемент в системе МЧП. Несоблюдение их требований приводит к причинению вреда. В результате чего виновные лица привлекаются к ответственности.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: 

+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область

+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

2 Комментария

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/mezhdunarodnoe/narushenie-norm.html

По закону
Добавить комментарий