Наказание мастер и маргарита

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Сатирические страницы романа. Кто за что наказан?

Наказание мастер и маргарита

М.А. Булгаков всегда отстаивал свое мироощущение. Он отправляет письмо в правительство, где выражает свое нежелание подчиняться всему происходящему. И – «свершилось мое писательское уничтожение»: он становится внутренним эмигрантом в собственной стране. Рождается роман «Мастер и Маргарита» — одно из самых сложных, смелых и противоречивых произведений в мировой литературе.

Главный герой – Иешуа, несмотря на то, что он появляется только в двух главах. Автора уже давно мучила тайна евангельской трагедии. «Мастер и Маргарита» — роман-завещание.

В первой сцене с Христом (глава II) Булгаков акцентирует внимание на слове «человек». Его интересует сугубо человеческий аспект, нравственное сознание бога. Понтий Пилат – наместник римской власти. Самооценка героя – «свирепое чудовище». Белый с кровавым подбоем плащ – олицетворение всесильного и жестокого господства. Сталкиваются могущество власти и человеческая незащищенность.

По утверждению Иешуа, все должно основываться на справедливости и добрых людях. Злых нет. Беда Пилата в том, что он окончательно утратил веру в людей. Он верит в могущество государства, силу силы, если можно так выразиться.

Первоначальное решение – отпустить Иешуа, но затем наместник кесаря слышит, что тот покушался на святая святых – римскую власть. Игемон пожелал-таки спасти Га-Ноцри, но спасение не удалось: подзащитный не приемлет неправдивых путей.

Прокуратор предпринимает еще одну попытку, беседуя с главой Синедриона Каифой, но тот решил освободить Варравана.

Сон игемона

Главное – казни не было, Иешуа жив. Он единственный, кто снял с Пилата чудовищную головную боль, обладая даром чувствовать чужое страдание так же, как и свое. Га-Ноцри предсказал прокуратору муки совести и бессмертие, которое игемон будет потом проклинать…

Перед нами трагедия безвинно убиенного и его убийцы. Иешуа оказывается более сильным человеком, чем могущественный прокуратор Иудеи. Пилат приказывает убить Иуду и надеется тем самым оправдаться перед своей совестью.

В Евангелии игемон не чувствовал себя виноватым («Я умываю руки»), а у Булгакова он страдает две тысячи лет. В конце концов, две тысячи лет спустя он искупит свою вину и будет прощен.

Образовывается знаменитая тема покаяния.

Все за что-то наказаны

Берлиоз, например, за то, что был председателем МАССОЛИТа (эта организация причинила немало страданий Мастеру) и верил в безграничное всемогущество человека.

Школа духовного рабства… Под влиянием таких, как Берлиоз, литература утрачивает моральные ценности. В МАССОЛИТе обсуждаются далеко не высокие темы: речь идет о материальных благах.

Нет ничего ужасного в том, что люди периодически потакают своим слабостям, но у булгаковских героев это превалирует.

Истинным художником может руководить только вдохновение. И Берлиоз наказан за служение не литературе, а действующей власти. Бездомный пострадал меньше в силу некоторой собственной ограниченности, не позволившей ему в полной мере «развернуться». К тому же, в глубине души он прекрасно понимает, насколько он неважный поэт…

Степу Лиходеева наказывают за разгулы, своего рода беспредел и полную некомпетентность в вопросах, которыми он по роду деятельности призван заниматься.

Сцена в Варьете.

Воланда интересует вопрос: изменила людей революция или нет? Понятно, что прежде злой гений бывал в первопрестольной до октябрьских событий. И он убеждается, что москвичи остались теми же самыми. Легко изменить моду и лозунги, но крайне трудно преодолеть исконные свойства человеческой натуры.

Роль Воланда и его свиты – обнажать подлинную сущность явлений. Они выводят на первый план все человеческие пороки.

Иешуа, утверждая истину, пошел на Голгофу. Мастер не заслужил света – заслужил покой. Почему? Свет – истина, за которую богочеловек расстался с земным существованием, а Мастер сжигает свой роман, отказавшись служить ей до конца.

Есть три стадии: свет, покой, тьма. Свет – Га-Ноцри, покой – Мастер, Тьма – Воланд и его свита. Мастер сломался, отказавшись от своего признания. Покой заслужил тот, кто честно прожил свою жизнь.

У Мастера угасает память, так что еще неизвестно, что для него покой – награда или наказание…

Эпиграф

Тема Фауста всегда волновала М.А. Булгакова, отсюда и Маргарита… Воланд у Гете – дьявол.

Смысл эпиграфа – добро и зло всегда идут рядом, граница очень зыбкая. В сущности, если идти дальше, это и вовсе две стороны одной медали. Невозможно оценить свет, не зная тьмы.

Если нет зла, добро теряет смысл. Каждому дается по своей вере. Зло в руках Воланда – торжество правого суда. Роман создается в пятидесятые годы (апофеоз зла). Злополучная квартира №50 – отражение времени. Многие уходили и не возвращались обратно. Добро было унижено настолько, что само зло вынуждено было за него вступиться…

Лидия Рыжова

Образ луны в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита». Сериал В. Бортко

«Мастер и Маргарита». Фильм Ю. Кары

Источник: http://bacenko.ru/bulgakov-master-i-margarita-satiricheskie-stranitsyi/

11 класс, литература.

Наказание мастер и маргарита

11 класс. Литература

Тема: Сатирическая «дьяволида» М.А.Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».

 Цель урока: cоздать условия, при которых учащиеся смогут определить основную цель появления сатирических глав в романе, раскрыть приемы создания комических ситуаций, увидеть в романе гоголевские традиции изображения сатирического; развивать умение анализировать эпизоды, определять художественно-выразительные средства языка;

Наглядность: произведение, учебник, иллюстрации, презентация

ХОД УРОКА:

Орг.момент. О чем пойдет речь на уроке?

Новая тема: «Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской».

И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому – Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения». (Б. В. Соколов (1991 г.)

(предполагаемые учащимися варианты) Наша задача – представить образ булгаковской Москвы 30-х годов, раскрыть сатирический пласт повествования в произведении.

С какой целью прибывает Воланд со своей свитой в Москву? (см. главу 12. Здесь цель визита свою Воланд выражает четко – ответить на вопрос: «Изменились ли горожане внутренне?»)

– Перечитайте эпиграф к роману. (…так кто ж ты, наконец? …)

– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.)

– Как вы понимаете его смысл?

Эпиграф к роману отсылает читателя к трагедии Гете «Фауст», к образу Мефистофеля. Но можно ли утверждать, что Воланд – литературное продолжение Мефистофеля?

– Перечитайте описания Воланда и сопоставьте их с традиционными изображениями героя трагедии

1. «Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы.

Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны.

Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясьсмотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».

2. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо.

Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней.

Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег загар».

Сходство Воланда с традиционным изображением Мефистофеля очевидно. Но по своей роли в романе Воланд «дерзостно» не похож на Мефистофеля. У Гете дьявол развенчивает все, что представляется высоким и чистым, искушает людей с помощью обмана и доводит человека до преступления.

Чем же занимается «ведомство» Воланда?

(Практически  нигде  в  романе  мы  не  увидим  непосредственного вмешательства Воланда в течение жизни: он наблюдает её, но не изменяет. Люди, «не заслуживающие света», после смерти остаются в ведомстве Воланда, и лишь после их смерти Воланд вершит свой суд, определяя их дальнейшую  судьбу.

  Решения  «повелителя теней» основаны только на фактах (пример тому – хотя бы история Фриды) – это правило, удерживающее мир от распада и хаоса. Не возмездие осуществляет Воланд, а справедливость: каждый получает по той мере, в какой нарушил при жизни этические нормы.

Милосердие чуждо Воланду, ибо оно мешает принимать справедливые решения: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (милосердие) пролезает в самые узенькие щелки», – а «каждое ведомство должно заниматься своими делами».

Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль третьего Рима, Москвы – сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, – по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим.

Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника. Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.

)– Обратимся к героям, внутренние пороки которых доведены до видимого явного результата, обнажены. За что наказаны москвичи?

Работа группами по предложенным главам:

Глава 5. Дело было в Грибоедове. ( Вдали от шумных улиц и площадей, на окраине Москвы, расположился старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста.

Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопытства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно.

На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: “Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12”, — и, что немаловажно, — огромный железный замок. Жгучую зависть вызывает не только полученное бесплатное жилье, но и предел мечтаний – дача в Перелыгино, которых только 22 на три тысячи массолитовцев.

Писатели, стоящие в очереди, обеспокоены тем, что уже половина двенадцатого, а прием еще не начинался.)

Для слога Гоголя характерен высокопарный комплимент заведомо ничтожным вещам. Найдите подобные примеры в отрывке:

«И в течение двух часов Никанор Иванович принял таких заявлений тридцать две штуки.

В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами.

В числе прочего было потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире 31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности».

– Перечитайте сцену, где Коровьев предлагает Никанору Ивановичу «толстую хрустнувшую пачку». Обратите внимание на реакцию домоуправа, на перемену в его настроении.

– Сравните со сценами дачи взятки Хлестакову («Ревизор») и Ивану Антоновичу Кувшинное Рыло («Мертвые души»). Как ведут себя герои Гоголя? Наказаны ли они за взяточничество? Почему? Справедливо ли наказаны герои Булгакова?

– Читатель понимает, что из себя представляет председатель жилищного товарищества. А Воланд? (Лишь только председатель покинул квартиру, из спальни донесся низкий голос:

– Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут».)

– Моментальное и точнейшее определение – и за ним следует строго соответствующее «заслугам» наказание. Сделайте вывод, с какой целью введен фантастический образ Воланда в повествование Булгаковым?

Воланд нужен автору для того, чтобы провести своеобразную ревизию общества, моральную состоятельность эпохи проверить. А мораль – категория, скрытая от наших глаз, и потому нужна сила сверхъестественная, чтобы раскрыть «нутрь» человека.

В романе и его возлюбленной главы о Москве и москвичах?

Булгаков видит развращенность Москвы – неизбежную развращенность столицы, тем большую, чем сложней переживаемое время. Ему больно, невыносимо трудно дается эта маска сатирического описания.

Но молча наблюдать писатель не может тем более – на то он и писатель. Ведь в том-то и беда, что гротескность окружающего не придумана Булгаковым – она есть часть реальности.

Булгаков сам предстает здесь одним из свиты Воланда, вынужденным шутить гораздо более жестоко и долго, чем бы ему хотелось.

Домашнее задание: Анализ главы «Великий бал у сатаны»

Источник: https://infourok.ru/klass-literatura-master-i-margarita-3007440.html

В статье представлена характеристика основных героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Образ Иешуа Га-Ноцри

Хотя роман Мастера назван романом о Понтии Пилате, его главный герой — Иешуа Га-Ноцри. Именно этот человек заставил прокуратора Иудеи Понтия Пилата изменить свою жизнь. Иешуа — человек парадоксальный, который утверждает, что «злых людей нет на свете».

У него есть все основания ненавидеть людей, предающих его, как Иуда, или мучающих, как кентурион Марк, но он в них верит. Нравственная проповедь Иешуа — главная философская идея романа. Иешуа выступает в роли безупречного морального образца. Не случайно М. А.

Булгаков прибегает к образам Священного Писания. Он обращается к образам, которые стали образцами предательства (Иуда), преступного малодушия (Понтий Пилат) и, конечно, человеколюбия (Иешуа Га-Ноцри).

Нарочитая сниженность имени Иешуа по сравнению с благозвучным библейским Иисусом не случайна. Это образ не бога, а человека, достигшего вершины.

Образ Понтия Пилата

Иешуа погибает, потому что его проповедь не может найти отражения в жизни, человечество к ней не готово. Однако столкновение с бродячим философом произвело переворот в душе Понтия Пилата.

Жестокость этого человека общеизвестна, жизнь ему противна, но постоянно мучающая его мигрень является показателем того, что в глубине души он понимает несовершенство своей жизни. Встреча с Иешуа приводит его к пониманию верности проповеди философа, но жизненные условия оказываются сильнее.

Может быть, автор назвал роман «романом о Понтии Пилате» потому, что пример этого человека — это пример компромисса с совестью, который становится самым страшным наказанием. Вообще М. А. Булгаков постоянно подчеркивает, что кому много дано, с того много и спросится.

Иуда совершает свое предательство неосознанно, поэтому и наказание его менее мучительно, чем наказание Понтия Пилата.

Образ Мастера

Московские главы романа на первый взгляд совсем о другом, чем главы ершалаимские. Но у Иешуа Га-Ноцри есть «двойник» в московских главах — Мастер.

Он появляется только в тринадцатой главе и затем вовсе не становится центральным героем романа, но этот образ очень значим для автора.

Слово «Мастер» появляется в речи самого героя и заменяет собой слово “писатель”, потому что слово “писатель” скомпрометировано членами МАССОЛИТа. Мастер — это в первую очередь человек, умеющий делать что-либо превосходно.

В пространстве романа Мастер существует обособленно. Сцены, связанные с ним, написаны даже другим языком, чем сцены о московских обывателях. Маргарита любит его, потому что это особенный человек, способный делать то, что не могут делать другие.

Но Мастер оказывается слаб, не способен противостоять натиску окружающего мира. В отличие от Иешуа Га-Ноцри он не готов бороться до конца, хочет отказаться от своих принципов, от творчества.

За Мастером нет вины, поэтому его тема в романе — это не тема искупления, но он «не заслужил света, он заслужил покой».

Образ Воланда

Московские главы романа связаны прежде всею с образом Воланда, посетившего Москву со своего рода ревизией. Почти все сцены, связанные с описанием жизни Москвы, представляют собой столкновение свиты Воланда с обитателями Москвы. Все эти эпизоды строятся по одной модели: встреча — испытание — разоблачение — наказание.

Но это наказание не является окончательным, после исчезновения Воланда все его жертвы возвращаются к привычному образу жизни, хотя и сохраняют на всю жизнь ужас в глубине души. Смертью в романе наказаны только Берлиоз и барон Майгель, потому что их роль в мире зла намного значительнее, чем роль других персонажей.

Эти люди сознательно формируют общественную жизнь, хотя и понимают всю абсурдность происходящего. Более всего ответственны те, кто является идеологами.

Воланд пытается прояснить для себя, верно ли то, что в Советской России появился “новый человек”, т.е. люди изменились внутренне. Собственно, именно это и интересует его в столкновениях с московскими жителями. Итоговый эксперимент Воланд проводит во время сеанса черной магии в театре Варьете.

Публика ждет от него фокусов и развлечений. Об обещанном разоблачении черной магии все забывают, но разоблачение все же происходит — москвичи разоблачают сами себя. Воланд не играет традиционной для образа сатаны роли искусителя душ.

Он наказывает лишь за то, что заслуживает наказания, и способен на бескорыстное участие в судьбе Мастера и Маргариты.

Образ Маргариты

Очень значимым для художественной системы романа является образ Маргариты. Эта женщина вовсе не является образцом безупречной нравственности, но она — единственная из московских обитателей, кто не был наказан Воландом и кто ему благодарен.

Ради своей любви она бросила семью, преуспевающего мужа. Она готова изменить свою сущность, стать ведьмой, но не отречься от Мастера. Ее судьба — единственная в романе, которая не является наказанием или не заслужена.

Она получает покой вместе с Мастером, потому что ее единственная мечта — разделить судьбу любимого. Булгаков не отстаивает мысль о любви высоконравственной, но готов воспеть такую любовь, которая забывает о себе ради другого.

Опубликование романа стало завещанием писателя своей вдове. Елена Сергеевна сдержала клятву о его напечатании, правда, лишь через много лет.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: “Академия”, 2010

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bulgakov_m_a/master_i_margarita_geroi_romana/12-1-0-550

По закону
Добавить комментарий