Какой конфликт является основным в романе преступление и наказание

Тест по роману Ф.М.Достоевского

Какой конфликт является основным в романе преступление и наказание

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

1. К какому литературному течению относится роман «Преступление и наказание»?

а)Классицизм;

б) Сентиментализм;

в)Романтизм;

г) Реализм.

2.Укажите имя и отчество Раскольникова.

а) Роман Родионович

б) Григорий Романович

в) Родион Романович

г) Григорий Родионович

3.Сколько лет было Раскольникову в начале романа?

а) 19-20

б) 23-24

в) 30-32

г) 20-21

4.Какую профессию должен был получить Раскольников, если бы закончил университет?

а) врач

б) учитель

в) дипломат

г) юрист

5.Объясните, почему Раскольников убивает старуху-процентщицу?

а) он хочет достать деньги и помочь матери и сестре

б) он хочет поскорей обогатиться и поправить своё социальное положение

в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором он оказался

г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит

6.Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?

а) в спешке не взял деньги

б) деньги не являлись целью преступления

в) боялся, что его разоблачат

г) забыл место, где спрятал деньги

7.Какое событие произошло не до, а после совершения Раскольниковым преступления?

а) разговор в распивочной офицера и студента о бесполезной старухе-процентщице

б) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни

в) встреча с Семёном Мармеладовым

г) знакомство с Соней Мармеладовой

8.Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?

а) Пётр Первый

б) Цезарь

в) Иван Грозный

г) Наполеон

9. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони, потому что

а) она тоже «преступила» нормы человеческой морали

б) она не выдаст его

в) она сможет понять Раскольникова

г) ему больше не к кому идти

10.Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

а) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)

б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)

в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

г) внутренний (происходящий в душе героя)

11.Каким образом автор развенчивает теорию Раскольникова?

а) автор сам указывает на её ошибочность

б) её ошибочность доказывает один из персонажей-оппонентов Раскольникова

в) заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории

г) доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления

12. Кому из героев «Преступления и наказания» принадлежала теория об «обыкновенных» («материале», «тварях дрожащих») и «необыкновенных» (талантливых) людях?

а)Дмитрию Разумихину

б)Петру Лужину

в)Радиону Раскольникову

г)Аркадию Свидригайлову

13. Почему Раскольников был против брака Дуни и Лужина?

а)Родион знает, что Дуня влюблена в Зосимова, а выйти замуж за Лужина ее заставляет мать;

б)Девушка не любит Петра Петровича и выходит за него из безысходности, чтобы поправить финансовое положение семьи и помогать брату;

в)Лужин силой заставляет девушку выйти за него замуж;

г)Раскольников узнал, что Лужин на самом деле нищий пьяница, а до свадьбы просто обманывает девушку.

г)Аркадию Свидригайлову

15. Какую книгу Соня читает Родиону, когда юноша впервые приходит к ней?

а)Новый Завет, принадлежавший Лизавете (главу о воскресении Лазаря);

б) Ветхий Завет, оставшийся у Сони от Мармеладова (главу о сотворении мира);

в) Любовный роман, случайно оказавшийся в ее комнате (главу о расставании возлюбленных

г)Главы из жития святого Пантелеймона.

г) О Соне Мармеладовой

19.На сколько лет был осуждён Раскольников за совершённое преступление?

а) на 8 лет

б) на 10 лет

в) на 12 лет

г) на 20 лет

20.Какой смысл заключён в названии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а) преступление и наказание противопоставлены

б) несоответствие наказания совершённому преступлению

в) не всякое преступление влечёт за собой наказание

г) неотвратимость наказания за совершённое преступление

Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия.

В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения.

И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач.

«Необыкновенные» – это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям.

Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона.

Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь» . Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая» , как и все остальные люди.

Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик.

Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания.

Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу.

Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля — вот логический итог теории Раскольникова.

И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.

Глава 5

Раскольников и Разумихин едут к Порфирию, так как Родион попросил друга познакомить его со следователем. Раскольников обращается к Порфирию с вопросом, как можно заявить свое право на вещи, которые он закладывал старухе. Следователь говорит, что ему нужно подать объявление в милицию, и что вещи его не пропали, так как помнит их среди изъятого следствием.

Обсуждая с Порфирием убийство процентщицы, юноша понимает, что его также подозревают. Порфирий вспоминает о статье Раскольникова.

В ней Родион излагает собственную теорию о том, что люди делятся на «обыкновенных» (так называемый «материал») ТВАРИ ДРОЖАЩИЕ и «необыкновенных» (талантливых, способных сказать «новое слово»)»: «обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона».

 «А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Порфирий спрашивает у Раскольникова, считает ли он себя таким «необыкновенным» человеком и способен ли он убить или ограбить, Раскольников отвечает, что «очень может быть».

Источник: https://infourok.ru/test-po-romanu-fmdostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-1903270.html

Какой конфликт является основным в романе преступление и наказание

Какой конфликт является основным в романе преступление и наказание

С одной стороны, нельзя не испытывать сочувствия к этому бедному и измученному человеку, задавленному нуждой. Но Достоевский не ограничивается умильным сочувствием к «маленькому человеку». Сам Мармеладов признается, что его пьянство окончательно погубило его семью, что старшая дочь вынуждена, была пойти на панель и что семья кормится, а он пьет именно на эти «грязные» деньги.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. Она старательно хранит воспоминания о благополучном детстве, о своей учебе в гимназии, где танцевала на балу. Она вся отдалась стремлению не допустить окончательного падения, но неродную дочь все же послала заниматься проституцией и тоже принимает эти деньги.

Важно Он считал, что интеллигенция отпала от народа, которому не нужны революционные идеи, считал, что на почве возвращения интеллигенции к народу и православию общество должно воссоединиться.

Достоевский ужаснулся результатам французской буржуазно­демократической революции.
По его мнению, революция себя не оправдала, так как привела людей к капитализму.

Достоевский считал, что Россия должна миновать капитализм и показать всему миру новый путь развития.

На этом фоне Достоевский создает роман особого типа.
« Внимание Преступление и наказание» — произведение одновременно и социальное, и философское, и психологическое. Роман артикулирует целый комплекс актуальных социальных и философских проблем, а также демонстрирует особый психологизм и интерес к человеческой душе.
Теоретик искусства М. М.

Какой основной конфликт в романе преступление и наказание

Именно эта клячонка становится символом всех «униженных и оскорбленных», всех «маленький людей» на страницах, над которыми глумятся и потешаются сильные мира сего – Свидригайлов, Лужин и им подобные.

Но Достоевский не ограничивается этим утверждением. Он отмечает, что именно в головах униженных и оскорбленных рождаются мучительные мысли о своем положении.

Среди этих «бедных людей» Достоевский находит противоречивые, глубокие и сильные личности, которые в силу некоторых обстоятельств жизни запутались в себе и в людях.

Безусловно, наиболее разработанным из них является характер самого Раскольникова, чье воспаленное сознание создало противоречащую христианским законам теорию.

Характерно, что одна из самых «униженных и оскорбленных» – Соня Мармеладова – находит выход из, казалось бы, абсолютного тупика жизни.

По ходу романа Раскольников общается с Порфирием Петровичем, представляющим идеи земной справедливости, возмездия, но не правды.

Главный герой романа «Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его…”

Уединение нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о сверхчеловеке, имеющем право на убийство. Родион Романович хочет на себе проверить, «тварь ли он дрожащая или право имеет…”.

Свидригайлов не выдерживает и кончает жизнь самоубийством, судьба Лужина страшна, по мнению писателя, — это полная потеря души, то есть духовная смерть при жизни.

  • В-третьих, это герои, которые всей своей жизнью доказывают, что теория героя не соответствует истине: деление человечества лишь на две категории упрощает картину мира, делает ее одномерной, а потому всегда будут люди, которые не укладываются в рамки теории, — это прежде всего Сонечка Мармеладова. Именно она преступила закон, но при это сохранила чистоту и душу. Ее поступок — акт самопожертвования

Поэтому так тянет Раскольникова к Соне, он мучительно пытается понять ее, услышать ее суд.

Укажите какой конфликт является основным в романе преступление и наказание

Особенности сюжетного решения романа Достоевского

Сюжет романа «Преступление и наказание» прост: молодой человек, студент Раскольников, создавший теорию, по которой все люди делятся «на право имеющих» и на «тварей дрожащих», в качестве эксперимента убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Герою приходится «сражаться» с умным следователем Порфирием Петровичем, который понимает, кто истинный убийца.

Убийцу мучат муки совести, и в конце концов он является с повинной. На каторге к нему приходит подлинное раскаяние. Вот собственно и весь сюжет.

Формально по сюжету конфликт в «Преступлении и наказании» возникает между героем-убийцей и следователем.

Так собственно и бывает в детективах. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы писал просто детективный роман.

Сюжет нужен ему лишь для того, чтобы вскрыть психологию человека.

Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь» . Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая» , как и все остальные люди.

Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными.

Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик.

Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление.

Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния. Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения.

Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения.

И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие.
Конфликт в обыкновенном детективе сводится к противостоянию преступления и закона, преступника и следствия.

Особенности конфликта в «Преступление и наказание»

Конфликт романа — прежде всего в душе Раскольникова. Это противостояние бесчеловечной теории и души героя.

Оно подготовлено всем существованием в душном городе — Петербурге. На его пыльных улицах, в его квартирах, похожих на гроб или шкаф, рождается теория главного героя. Писатель показывает, что его преступление подготовлено состоянием, когда «человеку некуда пойти». Все окружающее как бы подталкивает Раскольникова к убийству.

Бахтин в своем труде «Проблемы творчества Достоевского», написанном в 1929 году, отмечал, что «множественность самостоятельных и неслиянных и сознаний, подлинная полифония полноценных , действительно, является основною особенностью романов Достоевского». Он также вводит понятие «полифонический роман» и говорит, что уникальность его заключается в том, что автор занимает определенную позицию и дает возможность каждому герою высказаться до конца, то есть он стоит как бы не над героями, а рядом с ними.

Почти каждый герой Достоевского — идеолог, который представляет некую идею, и в романе происходит сталкивание не столько героев, сколько разных философских идей и взглядов на мир.

Источник: http://karta-nedvizhimosti.ru/kakoj-konflikt-yavlyaetsya-osnovnym-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Сочинение. Социальный протест в романе «Преступление и наказание»

Какой конфликт является основным в романе преступление и наказание

..

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени.

Уже в самом начале этого произведения мы узнаем, что его главный герой — бедный студент Раскольников “покусился” на какое-то дело, которое есть “новый шаг, новое собственное слово”, что месяц назад у него зародилась “мечта”, к осуществлению которой он теперь близок. “Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок”.

И вдруг услышанный в трактире разговор студента с офицером о “глупой, бессмысленной, ничтожной” старушонке-процентщице: убей старуху, возьми ее деньги, “обреченные в монастырь”, — возьми не себе — для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость. Именно эта мысль и “наклевывалась” в сознании Раскольникова.

Подтверждением этому служит его статья “О преступлении”.Раскольников приходит к мысли о том, что во имя идеи, во имя справедливости пролитие крови может быть оправданным, даже необходимым. Посещение старухи-процентщицы только еще больше убеждает его в этом.Холодно и беспристрастно пересказывает Раскольников свою статью Порфирию Петровичу.

Но тот понимает: “В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным”. Мысль Раскольникова рождается как ответ на действительность. Она развивается под влиянием обстановки, окружавшей главного героя романа и подобных ему людей.В романе уделено достаточно много внимания описанию этой обстановки.

Родион Раскольников живет в “крошечной комнатушке”, имевшей “самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями”. Эта комната, длиной в шесть шагов, к тому же “до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко”. Раскольников живет в каморке, “которая походила более на шкаф, чем на квартиру”.

Поэтому неудивительно, что лежа там часами, он вынашивал в себе мысль об убийстве. “А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!” — говорит он Соне. Не случайно и Мармеладов в отчаянии говорит, что кроме распивочной ему некуда пойти. Ведь он живет в полной нищете.

Комната десяти шагов длиной, в которой раскидано детское белье, где стоят два стула, ободранный диван, неукрашенный кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней, — вот жилище семьи Мармеладо-вых.Мрачен и сам Петербург.

“…Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и… особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу” — так описывает Достоевский царившую в городе атмосферу.Раскольников не может смириться с такой жизнью. Подлец тот, кто ко всему привыкает, все принимает, со всем смиряется. А не подлец — бунтарь, разрушающий, сметающий все на своем пути. Это тоже элемент теории Раскольникова.

Для необыкновенного, “непослушного” человека не существует преград. Поэтому он считает нужным во что бы то ни стало решиться хоть на что-нибудь, или… смерть. Но Раскольников хочет “действовать, жить и любить!”И все-таки не собственная бедность, не нужда и страдания сестры и матери больше всего терзают Раскольникова.

Его протест действительно можно назвать социальным, потому что в его основе — сопереживание горю сестры и матери, несчастью обесчещенной девочки, страданиям Сонечки и всей ее семьи. Это протест против нелепости их жизни, нищеты, порока, а также против слабости и несовершенства человека. Именно’ поэтому принять этот мир равносильно для Раскольникова отказу от жизни.

И единственный выход главный герой романа видит в том, чтобы стать выше этого мира, его морали, обычаев, преступить общепризнанные нравственные нормы. Идея Раскольникова состоит в том, чтобы “сломать что надо, раз навсегда”. Поэтому он и спрашивает себя: “Тварь ли я дрожащая или право имею?..”Казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория. Но на практике она терпит крах, принося мучения, страдания и в конце концов раскаяние главному герою романа. Тем самым Достоевский говорит, что не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния. Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление — что может быть страшнее страданий и мучений Родиона Раскольникова, осознавшего свою вину?

Проблемы, поставленные Ф. М. Достоевским в “Преступлении и наказании”, остры и актуальны в любое время. Социальный протест в романе — это протест и Раскольникова, и самого писателя, обвинившего общество, в котором стало возможно появление теории сверхчеловека.

И именно то, что Достоевский разоблачает эту теорию, говорит нам, что суть протеста писателя иная (не совпадает с мнением Раскольникова).

Основной идеей романа, как мне кажется, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на “нужных” и “ненужных”, общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов — убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.

Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/dostoevskij/sochinenie-socialnyj-protest-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

По закону
Добавить комментарий